Российские туроператоры сворачивают либо серьезно уменьшают объемы продажи морских круизов с отправлением из Санкт-Петербурга. По их мнению, этот сегмент рынка не способен расти, пока стоимость программ остается на нынешнем уровне. Реальную конкуренцию балтийским круизам из северной столицы составляют заметно подешевевшие из-за экономического кризиса в Европе путешествия по Средиземному морю.
По словам генерального директора компании «Бриз Лайн» Максима Радионовского, за последние год-два средиземноморские круизы упали в стоимости практически в четыре раза, а питерский турпродукт продолжает дорожать: «Даже с учетом перелета двухнедельный круиз по Средиземному морю обойдется примерно в 1200 евро. Это намного дешевле, нежели поездка в Санкт-Петербург и аналогичный круиз по Балтике, который стоит 2 тыс. евро». Такая разница в цене, несомненно, оттягивает спрос в пользу южного направления. Как вспоминает г-н Радионовский, похожая ситуация была и в прошлом году, в результате «Бриз Лайн» сократил количество своих предложений по Балтике.
Директор по маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова также полагает, что по стоимости круизы из Санкт-Петербурга перестали быть конкурентными: «Такое путешествие актуально только для тех, кто не хочет тратить время на перелет. Спрос есть, но на его дальнейший рост сильно рассчитывать не приходится». При этом менять свою ценовую политику, подстраиваться под реалии рынка туроператорам, по мнению г-жи Кармановой, мешают условия договора с круизной компаний, согласно которому блоки кают выкупаются заранее и на цепочку круизов.
Поддерживает коллег по цеху и генеральный директор компании «Нептун» Ольга Елисеева: «Мы перестали продавать это направление два года назад, когда стало понятно, что рынок насытился предложением. Туристы успели изучить Балтику вдоль и поперек. Наибольший интерес может представлять поездка к норвежским фьордам, но она не обязательно должна начинаться из Санкт-Петербурга. Например, перелет из Москвы до Копенгагена может стоить столько же, сколько до Питера».
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге работают паромные перевозчики Tallink и Silja Line, а также круизные компании MSC, Costa Cruises и Princess Cruises. Два года назад на рынок вышел отечественный паромный оператор – компания St. Peter Line, которая совершает круизы на двух паромах «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия». Таким образом, город по воде сообщается с Финляндией, Швецией, Эстонией, Норвегией, Данией и Германией. Интерес к Санкт-Петербургу недавно продемонстрировала и американская компания Norwegian Cruise Line, объявившая о запуске с 27 июня новой круизной линии из Северной столицы с заходом в Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, немецкий Варнемюнде и Таллин.
Интересно, что питерские туроператоры не совсем согласны с мнением своих московских коллег по поводу круизов из северной столицы. Президент компании St. Peter Line Игорь Глухов признает некоторое падение спроса, но со стороны, в основном, финских туристов, которые заметнее реагируют на кризис еврозоны. «Все-таки мы продаем турпродукт, адаптированный под россиян, с русскоговорящим сервисом, традиционной едой и так далее. Поэтому те процессы, которые идут сейчас на круизном рынке южной Европы, нас затрагивают не так сильно. Суда уходят с загрузкой порядка 80%», – рассказывает г-н Глухов.
Андрей Мушкарев, генеральный директор компании Inflot Cruise and Ferry, официального представителя и агента St. Peter Line в Петербурге, привел статистику, согласно которой загрузка паромной линии Санкт-Петербург – Хельсинки в текущем году выросла на 60%, а спрос на круиз по балтийским столицам с заходом в Стокгольм и Таллин – на 40%. «Цены действительно выросли по сравнению с прошлым годом. Но это произошло главным образом за счет введения дополнительного сервиса – увеличения числа развлекательных мероприятий на борту, открытия дополнительных баров и ресторанов», – пояснил г-н Мушкарев.
Генеральный директор питерской компании «Экспо-тур» Игорь Рюриков также считает, что постоянный спрос направлению гарантирует удобное расположение Петербурга: «Не заметил, чтобы спрос на средиземноморские круизы рос пропорционально падению популярности круизов из Петербурга. Да, программы по Средиземному морю стоят от 400 евро и действительно дешевле балтийских. С другой стороны, любой турпродукт надо рассматривать в комплексе. С учетом авиабилета для тех же жителей Санкт-Петербурга конечная стоимость средиземноморской путевки может выйти дороже».
Нина Егоршева, RATA–news