И каким авиакомпаниям разрешат полеты из Москвы в Тбилиси.
В Минэкономики Грузии 10 мая заявили, что готовы допустить перевозчиков из России к полетам после того, как страна получит официальное уведомление от Москвы. Это говорит о том, что затягивать с разрешениями, скорее всего, не будут. Вопрос в другом: как уточнили в ведомстве, прямые рейсы будут разрешены только тем российским авиакомпаниям, которые не попали под санкции. А таких на данный момент крайне мало.
По словам экспертов, заявление Минэкономразвития Грузии оказалось жестче, чем ожидали на рынке авиаперевозок: там надеялись, что полеты будут разрешены на тех бортах, которые не имеют двойной регистрации. Прозвучавшее в официальном заявлении слово «санкции» резко сужает возможности российских авиакомпаний. Навскидку, по словам одного из собеседников Profi.Travel, можно сказать, что «зеленый свет» дадут авиакомпаниям «ИрАэро» и «Азимут». А вот группа «Аэрофлот», во флоте которой есть самолеты российского производства, находится под санкциями вместе с «Уральскими авиалиниями», Utair и Azur Air.
При этом ранее Минтранс РФ сообщил о том, что уже ведется подготовка к возобновлению полетов в Грузию: российские перевозчики планируют осуществлять семь рейсов в неделю из Москвы в Тбилиси. По мнению экспертов, оперативность этого сообщения от регулятора говорит о том, что внутренние договоренности о возобновлении авиасообщения между двумя странами уже существуют. Однако сам объем перевозки с учетом названных условий окажется явно недостаточным.
«Если семь рейсов в неделю полетит в Грузию с нашей стороны, то логично предположить, что и грузинские перевозчики будут выполнять столько же перелетов, то есть всего их будет 14 еженедельно, — говорит вице-президент РСТ Дмитрий Горин. — Нельзя сказать, что это тот объем перевозки, который способен существенно поменять цены на направлении. Особенно учитывая, что российские авиакомпании повезут пассажиров на Sukhoi Superjet. Так что вряд ли стоимость авиабилетов на прямые рейсы будет существенно отличаться от той, что есть сейчас на стыковочные в Ереване или в Минске — в районе 30-40 тысяч за round trip».
При этом для туристического рынка ключевым остается тот факт, что указ президента отменяет сам запрет на продажу туров. А это значит, что теперь турфирмы могут легально продавать турпакеты в Грузию, например, с наземной перевозкой через Верхний Ларс.
Но и сам факт наличия прямых — а значит и более удобных — перелетов подстегнет продажи, считают на рынке. Тем более, что в последний раз россияне могли долететь в Грузию напрямую в 2019 году, и с тех пор на направлении существует отложенный спрос.
Как рассказал президент РСТ Илья Уманский, поток Грузию потенциально может быть очень большим и способен превзойти показатели 2018 года. Помешать этому, помимо недостатка бортов, на которых грузинские авиавласти готовы согласовать полеты, может и дефицит объектов размещения. По его словам, Грузия имеет ограниченный номерной фонд, и отели, потеряв российских туристов, заменили их иностранными: «Уже май, основные контракты с туркомпаниями и рынками, на которые ориентирован грузинский турпродукт, уже сформированы и работа запущена. Поэтому сейчас сложно добрать гостиничные номера», — отметил Илья Уманский.