Электронная путевка не потребуется до 2024 года для внутреннего туризма 

Тестовый период электронной путевки для внутреннего туризма продлили до 2024 года, соответствующий закон подписал президент. По мнению экспертов, это позволит взять «передышку» части туроператоров, однако далеко не факт, что это поможет им адаптироваться к ситуации.

Президент России Владимир Путин 13 июня, во вторник, подписал закон, согласно которому туроператоры, формирующие турпродукт в сфере внутреннего туризма, до 1 сентября 2024 года не будут нести ответственности за неиспользование единой информационной системы «Электронная путевка». Простыми словами, повсеместное  внедрение сервиса во внутрироссийском и въездном сегментах отсрочили на год.

Ранее, 18 мая, сразу во втором и третьем чтении соответствующий законопроект приняла Госдума.

Сервис электронной путевки уже доступен для подключения и тестового использования, однако до 1 сентября 2023 года туроператоры не несут ответственности за непередачу в него данных туристов. С этой даты сведения о туристах, выезжающих за рубеж, должны будут в обязательном порядке передаваться туроператорами в систему, нарушителям будет грозить исключение из реестра.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА МЕНЯЕТСЯ И МОГЛА БЫ СТАТЬ ЛУЧШЕ

Решение об отсрочке поддерживают в Национальном туроператоре АЛЕАН, потому что внедрение электронной путевки сопряжено с большим количеством изменений, которые необходимо вносить во внутренние процессы.

«В первую очередь, это касается автоматизации передачи данных. Наличие дополнительного времени позволит нам как следует подготовиться», – говорит генеральный директор туроператор Илья Уманский.

Другие туроператоры оценивают работоспособность сервиса неоднозначно. Но некоторые игроки рынка подтверждают, что позитивная динамика в его развитии есть. И разработчики готовы прислушиваться к мнению бизнеса.

«Мы уже пользуемся системой «Электронной путевки», находимся на связи с разработчиками. Платформа развивается – пожелания и замечания бизнеса принимаются во внимание», – говорит руководитель PEGAS Touristik Анна Подгорная.

Большинство игроков рынка, в свою очередь, заявляют, что изменения касаются только технической части, а системные проблемы, например «внесение туроператором стоимости, по которой агент продал тур», так и остаются нерешенными.

«Туризм чрезвычайно трудно оцифровать, поскольку туристы – это живые люди с массой запросов и предпочтений, авиакомпании – это сложные экономические системы, чья деятельность подвержена влиянию слишком многих факторов», – говорит вице-президент АТОР, директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Эксперт не исключает, что именно этот «пробный год», когда выездные туроператоры уже будут работать с сервисом, а внутренние – еще нет, как раз поможет выявить недостатки системы и исправить их.

ДЛЯ КОГО БУДЕТ ПОЛЕЗНА ОТСРОЧКА ЕЩЕ НА ГОД

Отсрочка будет полезна, в первую очередь, туроператорам «среднего звена», которые обслуживают порядка 10 тыс. туристов в год и работают только в сфере внутерннего туризма, считает глава «Дельфина». Крупные игроки способны инвестировать в интеграцию платформы и собственных сервисов. Небольшие компании либо смогут заносить данные туристов вручную, либо уйдут в тень. А вот компании среднего размера, которые уже слишком велики для того, чтобы обслуживать платформу вручную, но еще малы для того, чтобы вкладывать значительные средства в цифровизацию процессов, оказываются в самой сложной ситуации – им отсрочка на руку.

Правда, некоторые собеседники «Вестника АТОР» выразили сомнения в том, что года им будет достаточно на подготовку: по минимальным подсчетам, только оплата труда программистов, которые помогут внедрить электронную путевку, обойдется в 1 млн рублей за несколько месяцев. Необходимость вкладывать такие средства в цифровые сервисы заставила бы компании этого порядка глубоко пересмотреть все свои бизнес-процессы.

Представители крупных компаний, которые работают как на внутреннем, так и на международном рынках, для себя большой пользы от отсрочки санкций за неиспользования системы не видят – они все равно вынуждены буду использовать электронную путевку.

ВНУТРЕННИЙ ТУРПОТОК СЕГОДНЯ БОЛЬШЕ НУЖДАЕТСЯ В УЧЕТЕ

«Необходимости дополнительного регулирования туроператоров, на наш взгляд, нет», – говорит г-н Уманский, отмечая, что если учитывать только клиентов туроператоров, то данные будут отражать лишь 10% турипотока в стране.

Вместе с тем, многие опрошенные специалисты уверены, что отсрочка противоречит главной идее, ради которой и была задумана электронная путевка: «пересчитать» и «упорядочить» туристов, отладить процессы сбора статистики и аналитики на российском рынке.

Похожую точку зрения озвучивает и вице-президент АТОР, глава туроператора Space Travel Артур Мурадян. Эксперт считает, что рынок выездного туризма сегодня, с одной стороны, невелик, с другой уже достаточно прозрачен, а с третьей – уже чрезмерно зарегулирован. Кроме того, он постоянно подвергается негативному влиянию внешних факторов: страдает от санкций, закрытия неба, нестабильного курса и так далее.

«Полезнее было бы отсрочить введение ответственности за неиспользование электронной путевки как раз для выездного сегмента, который и без того зарегулирован. Для него сейчас, с точки зрения государства, нечего анализировать и считать. А на внутреннем рынке, которому сейчас уделяется столь пристальное внимание, напротив, мы продолжим видеть миллионы туристов, для которых существуют разные методики учета, дающие зачастую удивительные цифры в официальной статистике, достоверность которых подтвердить сложно», – сказал г-н Мурадян.

ВЫЕЗДНОЙ СЕГМЕНТ ТАКЖЕ НУЖДАЕТСЯ В ОТСРОЧКЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Таким образом, сейчас туроператоры принимают электронную путевку как неизбежность, поскольку правила работы с сервисом уже оформлены законодательно. Но, во-первых, у платформы все еще есть системные проблемы, которые не решаются ни за год, ни за два. Во-вторых, рынок выездного туризма, который сервис затрагивает в первую очередь, сейчас и без того невелик и зарегулирован. Поэтому для более здорового функционирования туристического рынка срок наступления ответственности за работу с электронной путевкой мог бы быть перенесен для всех туроператоров.

По мнению экспертов есть еще один вариант смягчения требований к работе с путевкой – в первый год ее использования ограничиться минимальными данными о туристах. Передача абсолютно всей информации в систему, которая только начнет функционировать с реальными данными, может привести к сбоям в работе, некорректной обработке данных и другим проблемам, которые неизбежно возникнут на старте. Такая мера поможет выявлять недостатки системы в процессе ее использования и совершенствовать ее в соответствии с реальными возможностями всех участников.

Чтобы избежать лишней нагрузки, а главное, санкций к туроператорам за проблематику, находящуюся за пределами их ответственности и влияния, необходимо либо продлить тестовый период для всех сфер туроператорской деятельности, либо смягчить требования к передаче данных как минимум в первый год работы.

Такой подход оказал бы значительную поддержку данному сектору экономики и не привел бы к негативным последствиям от внедрения нового сервиса

Екатерина Тропова