Цены на рейсы по России достигли максимума. Что дальше?

По мнению экспертов, сказалось существенное снижение господдержки авиакомпаниям.

По данным Росстата, цена на перелеты по России в эконом-классе достигла почти 7 тыс. рублей за 1 тыс. км — это максимум с 2000 года. При этом у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минтранса данные иные, сообщает РБК 20 июня.

Так, в мае 20203 года ведомство фиксирует рост цен на авиабилеты в «экономе» до 6972,36 руб. в расчете на 1 тыс. км пути — это на 28% больше, чем в мае прошлого года. А за первые пять месяцев увеличение составило 32%.

В то же время данные ФАС, обработанные Минтрансом, свидетельствуют о гораздо меньшем подорожании рейсов по России: рост стоимости авиабилетов, проданных на период январь-сентябрь 2003, не превышает индекс инфляции (4,5–6,5%). Там отметили, что результаты наблюдений могут отличаться от полученных Росстатом «в виду разного набора данных, используемых при расчете показателей».

ГК «Аэрофлот», включающая в себя также «Победу» и «Россию», также сообщает о меньшем росте цен по итогам пяти месяцев — в среднем перелеты по России подорожали на 10%, сообщил гендиректор перевозчика Сергей Александровский в кулуарах ПМЭФ. По его словам, это отражение рыночной ситуации в целом. Подорожание топ-менеджер объяснил существенным ростом стоимости горюче-смазочных материалов (ГСМ). А частичная компенсация роста цен на керосин правительством в этом году меньше и не оказывает такого серьезного влияния на среднюю цену перелета, как в прошлом.

Как добавляют представители других российских перевозчиков, помимо подорожания ГСМ, на рост стоимости авиабилетов влияет и повышение тарифов обслуживания самолетов в аэропортах, и аэронавигационного обслуживания, и многое другое. Из-за санкций авиакомпаниям приходится использовать альтернативные каналы поставок запчастей, что повышает их стоимость. Кроме того, подросла и себестоимость перелетов на южные курорты России — из-за закрытия аэропортов увеличилась продолжительность этих рейсов.

В прошлом году многие из этих факторов удалось нивелировать благодаря дополнительным субсидиям: за перевозку пассажиров на внутренних рейсах авиакомпании получили почти 100 млрд рублей. С ноября 2022 года по март 2023 года им выделили еще 25,3 млрд рублей. Но, как подчеркнул Сергей Александровский, все эти средства перевозчиками уже освоены. А издержки перевозчиков с 2019 года растут большими темпами, чем тарифная выручка, отмечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. И в этом году из-за меньшей суммы субсидий им приходится перекладывать больший процент этих расходов на пассажиров.

По мнению эксперта, наиболее точную статистику изменения цен на перелеты можно получить только с учетом доходной ставки авиакомпаний на пассажиро-километры. А при оценке предложений перевозчиков возможны погрешности.

«В период низкого спроса авиакомпании могут открывать различные промо-тарифы, а на пике спроса — только полный тариф экономического класса, который втрое дороже самого дешевого тарифа в „экономе“. Зато с возвратом без штрафов. Все это оказывает значительное влияние на цены», — поясняет Олег Пантелеев.

По его словам, если ориентироваться на данные Росстата, рост цен на авиабилеты за минувшее десятилетие отстает от роста цен на ключевые товары и услуги. А также сильно отстает от повышения начисленных зарплат. «Таким образом, в абсолютном выражении билеты дорожают, а в относительном — дешевеют. Поэтому авиаперевозки по России становятся все более и более доступными, а количество пассажиров растет», — говорит он.

Согласно консолидированному мнению авиа-экспертов, в этом году цены на перелеты по России могут еще повыситься в пик отпусков, однако общий рост по итогам всего года вряд ли превысит 10-15% относительно прошлогодних тарифов. Более того, при условии расширения полетных программ за рубеж, которые традиционно более рентабельны, чем внутри страны, стоимость авиабилетов по российским маршрутам может снизиться. Отметим, что в этом году у ряда авиакомпаний действительно есть планы наращивания количества международных полетов.

Добавить комментарий