Эксперты рассказали, есть ли сегодня предпосылки для очередного витка роста цен.
В понедельник обвал лиры обновил исторический максимум — превысил отметку 25,97 лиры за доллар и 25 за евро. Для сравнения, летом 2020 года было 7,2 лиры за доллар, летом 2021-го — 13, прошлым летом — около 17.
Как правило, резкое падение курса национальной валюты оказывает негативные последствия на рентабельность отелей. Особенно работающих по системе «все включено»: им обеспечен значительный рост издержек по ключевым составляющим себестоимости — алкоголю и продуктам питания. Кроме того, при таких скачках курса и росте инфляции отельерам зачастую приходится поднимать зарплаты персоналу, чтобы не допустить критичного дефицита кадров. А это значит, что расходы на фонд оплаты труда, и без того немаленькие, придется снова увеличивать.
Редакция Profi.Travel опросила игроков рынка, чтобы выяснить, к каким ценам на туры в Турцию готовиться турфирмам и их клиентам.
Как отметили в туроператоре TEZ TOUR, говоря о ближайших заездах, стоит помнить, что уже завтра, 27 июня, начнется Курбан-байрам, который продлится до 6 июля: в этот период отели будут максимально заполнены. Очевидно, что все номера на эти даты уже распроданы.
А вот после Курбан-байрама, начиная с 5-10 июля и далее, ситуация с лирой может обернуться по-разному. «Если отель популярный, и у него на текущий момент высокий процент загрузки, то он может поднять цены, но вероятнее всего не станет этого делать, наблюдая за ситуацией на рынке», — комментируют в пресс-службе TEZ TOUR. Там добавляют, что в любом случае подорожание не станет массовым сценарием.
А вот объекты с невысокой загрузкой, ориентированные в большей степени на Россию и CIS , в частности на туристов, приобретающих туры за 1-2 недели до вылета, будут и дальше снижать стоимость, считают в компании. «Вне зависимости от ситуации с лирой они все равно будут давать скидки — до того момента, пока не получат необходимый объем продаж», — подчеркивают в TEZ TOUR. По данным компании, сейчас дисконт у некоторых отелей достигает 50-55%, но таких объектов, конечно, немного.
Как подтвердили Profi.Travel еще в одном массовом туроператоре, цены в России на турецкое направление динамичные и определяются в первую очередь спросом. Там отметили, что SPO и промо от отелей уже распланированы до конца текущего сезона, а уровень спроса просто не предполагает нового повышения цен.
Солидарен с операторами в этой точке зрения и руководитель сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян: «Цены, прописанные в контрактах, никто поднимать не будет в любом случае. К тому же, что бы не происходило с лирой, турецкие отельеры ориентируются только на спрос».
«На текущий сезон большинство услуг и необходимых расходных материалов отельеры уже оплатили и закупили, поэтому объективной причины повышать цены нет. Затратные части, в отличие от контрактинга, заключаемого в мировой валюте — евро, идут в национальной валюте. Рост курса на данном этапе для текущего сезона выигрышен для отельеров с заранее закупленными материалами и некоторой провизией», — поясняют в TEZ TOUR.
Что касается следующего сезона, контрактинг на который начнется уже в ближайшее время, то, по мнению специалистов компании, стоимость проживания на следующий год определяется множеством факторов: «Курс лиры, конечно, может играть роль, но она не будет ключевой. В первую очередь, отельеры будут смотреть на то, как они отработали этот сезон, измеряя его не в лирах, а в валюте контракта. Текущие колебания курса лиры какого-то серьезного влияния при определении стоимости проживания на следующий год не окажут».