НОВЫЕ КУРОРТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

С чем можно сравнить грандиозные планы по созданию новых мега-курортных массивов на пяти морях России?

«Предполагается создание курортов федерального значения на Балтийском, Азовском, Чёрном, Каспийском и Японском морях, а также реализация инвестпроектов на озере Байкал. Запуск новых круглогодичных морских курортов будет способствовать достижению ключевых показателей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» – сообщил на заседании президиума Правительственной комиссии по развитию туризма 11 июля Дмитрий Чернышенко, Вице-премьер РФ.

Новые курорты федерального значения должны будут к 2030 году обслуживать до 7% всего внутреннего турпотока в России.

«Ключевой показатель национального проекта – количество внутренних туристических поездок, которое должно составить не менее 140* млн к 2030 году, и 10 млн обеспечат новые морские курорты, – подчеркнул Дмитрий Чернышенко. – В планах – создать не менее 44 000 новых гостиничных номеров».

*)В 2022 году внутренний турпоток оценивался в 62-65 млн человек

«Для своевременной реализации намеченных планов и получения наибольшего эффекта для развития отрасли важно не только сохранить на весь инвестиционный период меры поддержки для инвесторов, которые уже сейчас реализуются Правительством Российской Федерации, но и рассмотреть возможность их концентрации и целевого характера для развития именно таких масштабных проектов», – откликнулся на слова Вице-премьера Сергей Суханов, генеральный директор корпорации «Туризм.РФ».

Корпорация «Турзм.РФ» готова становиться якорным инвестором в туристическую инфраструктуру России.

«Вместе с некоторыми регионами мы столкнулись с серьезным вызовом, когда в субъекте имеются предпосылки для создания новой туристической инфраструктуры, но нет инвестора», — рассказал Сергей Красноперов, исполнительный директор «Туризм.РФ» на Российском Туристическом Форуме «Путешествуй!», проведенном Росконгрессом на ВДНХ в Москве – см. публикацию КОРПОРАЦИЯ «ТУРИЗМ.РФ» ГОТОВА БРОСАТЬ ЯКОРЬ.

Со свое стороны, заместитель главы Минэкономразвития Дмитрий Вахруков сообщил на ПМЭФ, что сейчас обсуждается возможность со следующего года выделять регионам России единую субсидию на развитие туризма (см. публикацию).

Суммировать масштабные проекты можно в виде следующей таблицы:

Регион Проект Площадь Что Возможные инвестиции Возможные сроки
Краснодарский край (Анапа) «Новая Анапа» 1600 га Более 100 гостиниц с номерным фондом 15-25 000 номеров и др. инфраструктура От 250 млрд. до 1 трлн рублей Завершение разработки мастер-плана в 2024 году
Краснодарский край (Абрау-Дюрсо) Н/д Н/д Более 700 отельных номеров, глэмпинг и др. инфраструктура 23,2 млрд руб. К 2029 году
Дагестан (Дербент) Каспийский прибрежный кластер 200 га Отели категорий от 3* до 5*, коттеджи общей емкостью до 12 500 мест и др. инфраструктура 70 млрд рублей Прием первых туристов планируется в 2026 году
Крым (Евпатория) «Золотые Пески» 500 га Гостиницы и др. инфраструктура 59,3 млрд рублей К 2032 году
Крым (Саки) Н/д 15 га Более 10 тыс. номеров и др. инфраструктура 14 млрд. рублей К 2025 году
Приморье (Хасанский округ) Курортная зона на берегу Японского моря 150 га Гостиницы на 100 номеров, апарт-отели и др. инфраструктура до 30 млрд рублей  
Калининград (городской округ Янтарный) «Русская Балтика» 500 га Отельные комплексы и др. инфраструктура Н/д Начало работ 2028 год
Санкт-Петербург «Горская» Н/д Гостиницы с конференц-центром и яхтенный городок 90 млрд. Реализация проекта начнётся в 2024 году
Запорожская область «Приморс» Н/д Бальнеологический комплекс с гостиницами и кемпингами на берегу Азовского моря – Около 1000 номеров и др. инфраструктура 31 млрд рублей Н/д

Туристический бизнес наиболее перспективными из всех заявленных локаций видит побережье Каспийского моря в Дагестане и курорт «Новая Анапа» на Черном море, поскольку 1) это более теплые моря, 2) они ближе расположенные к европейской части России, откуда идет основной турпоток.

«В России запоздали с туристическим освоением Каспийского моря в отличие от Азербайджана и Казахстана, поэтому сейчас пытаются наверстать упущенное», – считает Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин» – Каспийское море сейчас во многом выпадает из поля зрения туристов, выбирающих классический пляжный отдых. И за 7 лет эту ситуацию придется изменить, объясняя широким массам туристов, что в Дагестане есть теплое море и хорошие пляжи».

При этом для увеличения турпотока на южные курорты необходимо запустить скоростные поезда.

«Было бы полезным провести скоростную железнодорожную ветку для южных курортов, а также, возможно, для Дагестана. Сейчас те поезда, которые идут на наш юг, устарели. В пути туристы проводят 30-40 часов, а им хотелось бы добираться как можно быстрее”, — пояснил Сергей Ромашкин.

На Балтике очень короткий сезон, поэтому влияние нового мега-курорта на формирование туристического потока в направлении Калининграда будет ниже, чем по южным регионам. Что касается курортов Японского моря, то потенциал для них виден скорее в части привлечения туристов из Китая.

См. еще публикацию СУРОВЫЙ СЕВЕРНЫЙ ТУРИЗМ НЕ БУДЕТ КОНКУРИРОВАТЬ С ОТДЫХОМ В СОЧИ.

«Отельеры оценивают мощности инфраструктуры в номерах. Туроператоры – в местах. Заявленные 44 тыс. номеров – это, с определенной погрешностью, 100 тыс. мест. Известный турбизнесу коэффициент оборачиваемости номеров позволяет предположить, что такое количество мест позволит принять 2-2,5 млн туристов в год. То есть для расселения еще 8 млн из 10 планируемых на новых курортах потребуются дополнительные объекты размещения», – замечает генеральный директор «Дельфина».

И еще (добавляет он):

«Структура внутреннего туристического спроса стабильна и не меняется уже много лет: не менее 50% отдыхающих едут к морю, около 25% – на экскурсии, 10% – в санатории, еще 15% приходится на остальные виды туризма. Сейчас на пляжах отдыхают в совокупности около 30 млн туристов. Если за счет новых курортов добавить еще 10 млн человек – будет 40 млн. Т.е. нужно решить вопрос с привлечением на морские курорты еще 30 млн человек в год».

Подытоживая свое выступление на правкомиссии Дмитрий Чернышенко сказал (пожалуй, ключевую фразу): «Для реализации проектов необходимо строительство обеспечивающей инфраструктуры (инженерные коммуникации, энергетика и подъездные дороги к локациям), а также льготные кредиты. Эти и другие вопросы будут проработаны заинтересованными отраслевыми ведомствами и регионами».

«Даже объектам уровня ЮНЕСКО нужна современная инфраструктура, без которой комфортные путешествия невозможны», – справедливо замечает Ксения Титова, руководитель Проектного офиса «ПроГород». (см. публикацию на Hotelier.pro ПРУЖИНЫ И ТРАМПЛИНЫ: КАКИЕ МЕХАНИЗМЫ НУЖНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ?.)

Решения именно инфраструктурных вопросов ждали, остро ждут и продолжают ждать инвесторы. Пока инфраструктурные вопросы «подвешены», инвесторы (не корпорации) будут стараться строить в стране только некапитальные глэмпинги и модульные дома. Ну и наблюдать как крепнет «серый рынок» гостевых домов, апартаментов и квартир, сдаваемых в краткосрочную аренду туристам.

Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.