С 1 сентября наступает ответственность за нарушения при внесении сведений в систему. Ждать ли жестких последствий?
С 1 сентября для участников туристического рынка наступает ответственность за невнесение или некорректную передачу данных в Государственную информационную систему «Электронная путевка». До важной даты остается менее месяца, однако у турбизнеса до сих пор нет четкого понимания, как работать с системой и как она повлияет на операционную деятельность компаний. Этот вопрос стал основным на редакционном эфире «Электронная путевка: ничего не понятно, но очень интересно», который состоялся на Profi.Travel 4 августа.
Спикером эфира выступил Георгий Мохов, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата», руководитель комитета по правовым вопросам РСТ и основатель телеграм-канала «Юридические новости — Туризм».
По его словам, у большинства туроператоров долгое время было убеждение, что ввод в строй информационной системы в очередной раз будет отложен, поэтому мало кто предпринимал серьезные технические усилия для того, чтобы полностью интегрировать свои системы бронирования с информационной системой, автоматизировать передачу данных, а также донести механизм работы в системе до своих турагентов.
В результате у массы компаний в отрасли до сих пор нет четкого понимания того, что означает для них запуск «Электронной путевки».
Тем не менее, не стоит опасаться того, с 1 сентября турбизнес ждет чистка рынка из-за того, что его участники не до конца разобрались с новой информационной системой.
«Законодательство предполагает достаточно жесткие санкции за некорректное внесение сведений в информационную систему, однако не стоит ожидать мгновенного их применения. Прежде всего, важно понимать, что решение об исключении из соответствующего реестра туроператора или турагента принимает регулятор, однако делает он это на основании сведений, предоставленных Роспотребнадзором. Последний, в свою очередь, не будет проверять все внесенные сведения в онлайн-режиме. Это будет происходить, скорее всего, в случае каких-либо потребительских конфликтов. При этом должно быть не менее трех доказанных случаев нарушений в течение трех месяцев подряд. Таким образом, при самом жестком сценарии, какие-то санкции могут быть применены не ранее конца текущего года», — рассказал Георгий Мохов.
Тем не менее, турагентам уже сейчас стоит озаботиться подготовкой к работе в «Электронной путевке». Важно связаться с туроператорами и понять, каким образом будут передаваться сведения о туристах.
«Туроператоры будут выгружать сведения в информационную систему, скорее всего, в автоматическом режиме. А для сбора этих сведений, вероятно, будут использоваться дополнительные разделы в личных кабинетах турагентов. Так или иначе, турагентам следует держать связь с ТО, чтобы узнавать об изменениях», — отметил эксперт.
Тем не менее, недавние изменения к закону об ЭП могут несколько усложнить работу турбизнесу. В частности это касается сроков внесения сведений в систему.
«Изначально постановление, регулирующее порядок передачи данных в информационную систему, предполагало передачу сведений не позднее 15 числа следующего после заключения договора месяца. Однако недавние поправки к закону о туризме требуют передавать сведения не позднее чем за 24 часа до начала поездки. Тут есть явное противоречие, которое требует разъяснений. Однако в последнем случае большие сложности могут возникнуть при продаже „горящих“ туров, когда вылетать нужно буквально меньше чем через 24 часа, а таких случаев много», — добавил Георгий Мохов.
Полная запись эфира доступна по ссылке.