Red Wings пока не может вернуться в расписание полетов в Турцию и Египет. Против компании планируется возбудить уголовное дело. Туроператоры констатируют, что задержки рейсов в высокий сезон не являются чем-то удивительным, но просят перевозчиков учитывать дополнительные риски, связанные с антироссийскими санкциями.
Авиакомпания Red Wings уже четвертый день не может войти в расписание после того, как 12 августа ее широкофюзеляжные самолеты Boeing-777 один за одним начали ломаться в Анталье.
Значительные задержки – более суток – коснулись, в первую очередь, рейсов WZ-3061, WZ-3062, WZ-3071, WZ-3072 между турецким курортом и Екатеринбургом.
Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил возбудить против перевозчика уголовное дело «из-за ненадлежащего оказания услуг»
РЕМОНТИРОВАТЬ САМОЛЕТЫ ПОД САНКЦИЯМИ СТАЛО СЛОЖНЕЕ
Проверки со стороны СК начались после того как, авиакомпания не смогла вовремя отправить еще один рейс – WZ-3004 из Антальи в Жуковский 14 августа. Когда была обнаружена неисправность,пассажиры находились на борту, и им не обеспечили комфортную температуру в салоне. По данным некоторых авиационных СМИ из-за санкций против российских авиакомпаний Red Wings не смогла оперативно получить от аэропорта внешний блок кондиционирования.
По словам генерального директора Red Wings Евгения Солодина, причина всего случившегося – серьезная внештатная ситуация. Одновременно обнаружились технические неисправности у двух выполнявших рейсы самолетов. Авиакомпания приложила максимум усилий к их оперативной починке, но быстро успеха достичь не удалось.
«Работа в условиях внешних санкционных ограничений на поставку запасных частей, усложняющих оперативный ремонт воздушных судов, а также предпринятые авиакомпанией меры по организации питания и размещению пассажиров в гостиницах не являются в данном случае достаточным и исчерпывающим объяснением», – говорится в его сообщении.
Вместе с тем, ни один из опрошенных «Вестником АТОР» участников рынка не стал отрицать, что санкционное давление действительно присутствует и в крайне значительной степени влияет на рынок авиаперевозок: доставать запчасти стало сложнее и дороже, без сопровождения производителя обнаружение неисправностей занимает больше времени, угроза вторичных санкций лимитирует возможности партнеров, которые хотели бы оказать поддержку российским авиакомпаниям.
«Риски возросли как как для отечественных авиакомпаний, так и для зарубежных: любая поломка в России приведет к сбоям в их расписании», – говорит вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.
СИСТЕМНОГО КРИЗИСА В ОТРАСЛИ НЕТ, ПРОИЗОШЕДШЕЕ В RED WINGS – СЛУЧАЙНОСТЬ
Однако авиакомпании находятся под санкциями уже более года и научились адаптироваться к ситуации: пополняют склады запчастей, своими силами обслуживают самолеты и продолжают выполнять полетные программы несмотря ни на что.
Говорить о каком-то системном кризисе не приходится, – уверен один из представителей отрасли, с которыми побеседовал «Вестник АТОР».
Профессионалы авиационного бизнеса не видят глобальной проблемы даже в формировании расписания отдельно взятой авиакомпании Red Wings. С максимально высокой долей вероятности, ей действительно не повезло, говорят эксперты. И поломка двух самолетов одновременно в высокий сезон – не более чем досадное и редкое совпадение.
Но туроператоры, со своей стороны, все же обратили внимание авиакомпаний, что все эти риски уже понятны и известны, их нельзя не закладывать при планировании работы.
ПОЧЕМУ РЕЙСЫ ИЗ ТУРЦИИ СТАЛИ ЗАДЕРЖИВАТЬСЯ ЧАЩЕ
При этом важно, что процент задержек международных авиарейсов летом 2023 года в России не превышает обычного, говорит знакомый с ситуацией эксперт.
«На самом деле в высокий сезон подобные задержки просто заметнее, поскольку рейсов в принципе больше. То же касается турецких направлений. Ощущение, что рейсы из Турции постоянно задерживаются, объясняются ни чем иным, как активной полетной программой. Больше летают – больше информации о задержках», – сказал собеседник «Вестника АТОР».
У российских авиаперевозчиков достаточно флота для выполнения заявленных международных полетных программ. И уже хватает опыта для того, чтобы избегать системных задержек. Случившееся с Red Wings нельзя экстраполировать на всю отрасль: это совпадение, а не ошибка, которую можно было спрогнозировать.
Самолет может сломаться, и в условиях санкций чинить его сложнее. Но сам факт того, что поломки и выявили, и пусть с задержкой, но устранили, скорее говорит о действительно внимательном отношении перевозчиков к безопасности, чем о «халатности» или «попустительском отношении».
«ИКАР» ПОМОЖЕТ RED WINGS ВЫПОЛНИТЬ ПОЛЕТНУЮ ПРОГРАММУ В ЕГИПЕТ И ТУРЦИЮ
По состоянию на 16 августа Red Wings во второй раз пообещала вернуться в расписание c 14:00 по Москве, поскольку все три Boeing-777 из ее парка снова «в строю».
Для минимизации негативных последствий после поломки, некоторые рейсы Red Wings из Москвы и Казани в Анталью и Шарм-эль-Шейх выполнит «Икар».
Екатерина Тропова