Выдержит ли Red Wings, и как дальше будем летать за рубеж?

Ключевые события в туристической отрасли.

Главные события этой недели не в том, что у нескольких тысяч туристов по несколько раз переносились рейсы, а в том, что турбизнес запомнил, что бывает, когда в условиях санкционных ограничений ломается два боинга из трех. Какие выводы стоит сделать из этой ситуации и чего ждать от других авиакомпаний, выполняющих рейсы за рубеж?

Чего ждать дальше от Red Wings?

Неделя для авиакомпании Red Wings явно не задалась: еще на выходных из трех Boeing 777-200 во флоте перевозчика два сломались. Цепочка задержек началась 12 августа. В общественное пространство ситуация попала уже на следующий день, когда из Антальи в Москву не могли вылететь 400 туристов, несколько из них потеряли сознание из-за нахождения в душном салоне в течение 40 минут. Происшествием заинтересовалась транспортная прокуратура. А в итоге СК завел на перевозчика уголовное дело.

В понедельник вопрос перевозки туристов из России в Турцию и обратно на рейсах Red Wings взяли на контроль Росавиация и Министерство экономического развития. Цепочка задержек рейсов привела к корректировке полетных программ и по другим направлениям, в частности, в Египет. Часть вылетов авиакомпании пришлось отменить, часть выполнил «Икар» (Pegas Fly).

Однако опасение рынка вызывает тот факт, что Red Wings — один из немногих эксплуатантов широкофюзеляжных судов, выполняющих международные рейсы в Турцию, Египет и на Шри-Ланку. Тем не менее, как сообщил источник в авиации Profi.Travel, несмотря на возросшую стоимость запчастей и эксплуатации зарубежных судов, у Red Wings достаточно ресурсов и возможностей для продолжения работы на этом направлении. «Очевидно, что у перевозчиков, которые имеют небольшой парк иностранных судов, больше трудностей с их обслуживанием. При этом именно Red Wings является одним из крупнейших эксплуатантов SSJ100, которые являются основой их дохода и гарантией финансовой стабильности. Поэтому можно быть уверенным, что авиакомпания с этой ситуацией справится», — рассказал собеседник Profi.Travel.

Сорвет ли авиакомпания «Ямал» отдых 8 тысяч туристов?

Второй крупный скандал в области авиаперевозки был связан с авиакомпанией «Ямал»: в телеграм-каналах начала распространяться информация о планах перевозчика вернуть в разгар сезона самолеты Airbus, взятые в лизинг у ГТЛК. При этом на них в Турцию в сентябре-октябре должны отправиться на отдых около 8 тысяч российских туристов. С «Ямалом» сотрудничают как минимум два крупных туроператора — Fun&Sun и TEZ Tour.

Однако, как сообщили Profi.Travel в компании TEZ Tour, которая выступает консолидатором полетной программы авиакомпании «Ямал», рейсы будут выполняться выполняться до 30 октября включительно, и все вылеты состоятся в соответствии с расписанием.

По словам представителя пресс-службы, руководство авиакомпании обсуждает планы исполнения обязательств и продолжения полетов за рубеж. Позже эта информация подтвердилась: по итогам совещания в Росавиации, которое провел руководитель ведомства Александр Нерадько, авиакомпания «Ямал» отказалась от планов возврата трех воздушных судов А321 лизингодателю «ГТЛК» в августе. На встрече была достигнута договоренность о временном продлении договорных отношений между лизингодателем и авиакомпанией на прежних условиях до конца октября 2023 года для завершения полетной программы авиакомпании «Ямал» и перевозки пассажиров.

Чем грозит отключение российских рейсов от SITA?

В конце сентября 2023 года ожидается отключение России от каналов глобального провайдера услуг для гражданской авиации SITA. По словам экспертов, это может привести к сложностям для авиакомпаний, которые выполняют рейсы между Россией и другими странами.

Шлюзы SITA являются самым распространенным каналом обмена информацией о пассажирах, багаже и рейсах между перевозчиками, аэропортами, агентами и другими участниками транспортной индустрии. В общей сложности, к SITA, который еще называют «авиационным SWIFT», подключены 2,5 тыс. клиентов в 200 странах. Эти технологии задействованы на 90% всех международных авиарейсов в мире.

В Минтрансе, в свою очередь, готовятся организовать альтернативные каналы связи и обеспечить обмен информацией между российской и международными сетями. Причем этот вопрос уже решен для большинства государств, с которыми есть авиационное сообщение. С рядом стран эти проблемы еще решаются.

По словам генерального директора «ОРС» Александра Сизинцева, обеспечение альтернативных инструментов обмена информацией между перевозчиками и другими участниками рынка — вполне посильная задача, и работать над ней начали еще в апреле, когда стало известно о планах SITA свернуть работу в России. Больше подробностей узнайте из материала Profi.Travel.

Ответственность по «Электронной путевке» отложат на полгода

Негативные новости авиарынка на этой неделе несколько сгладили положительные сигналы от регулятора туротрасли. Первая из них касается опубликованного Минэкономразвития законопроекта о переносе ответственности за невнесение или некорректную передачу данных в систему «Электронная путевка» на полгода: до 1 марта 2024. Это касается всех туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, а также турагентов, продающих их туры.

В туротрасли такую инициативу регулятора назвали единственно верной, поскольку даже за две недели до 1 сентября у подавляющего большинства туроператоров не было четкого понимания, как работать с системой. Более того, для многих остается неясным, как «Электронная путевка» повлияет на операционную деятельность компаний. А турагенты по большей части до сих пор остаются в неведении относительно механизмов передачи сведений туроператорам.

На рынке уверены, что регулятор осознавал и то, что турбизнес не готов к внедрению системы с 1 сентября, и то, что сама «Электронная путевка» не до конца готова к массовому запуску. Несмотря на то, что де-юре компании уже должен передавать в нее информацию. Теперь, если проект Минэкономразвития будет принят, рынок избежит выхода большинства игроков из легального поля с 1 сентября 2023-го.

Туроператорам хотят продлить минимальный размер фингарантий

Вторая позитивная новость заключается в том, что Минэкономразвития опубликовало проект поправок к постановлению Правительства № 353 «Об особенностях разрешительных режимов». Главное для туристической отрасли в этом документе — сохранение минимального размера фингарантий в размере 10 млн рублей для туроператоров, работающих по выездному туризму, вне зависимости от их оборотов, до 30 апреля 2024 года. Кроме того, постановление освобождает операторов от взносов в ассоциацию «Турпомощь».

Эта поблажка, введенная для того, чтобы избежать массового исключения туроператоров из реестра, должна была прекратить действовать 31 октября 2023 года. А значит еще в сентябре компаниям пришлось бы перестраховываться минимум на 50 млн рублей, что фактически нереально на современном рынке страхования. Под это правило попали бы все, чей оборот за год оказался более 40 млн рублей, а количество отправленных туристов — более 10 тыс.: им бы пришлось бы получить финансовое обеспечение в размере не менее 5% общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.

Поскольку срок действия льготы по минимальному объему финансового обеспечения заканчивается 31 октября, по закону, туроператоры должны предоставить новые сведения о своем финансовом обеспечении за 45 дней, то есть до середины сентября. Однако есть большая вероятность, что поправки, продлевающие льготу, будут приняты до обозначенного дедлайна, считает генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» и руководитель комитета по правовым вопросам РСТ Георгий Мохов.

Больше ключевых событий турбизнеса:

  • ✎ В Дахабе решено временно ограничить купание на пляжах
  • ✎ Туристка не заметила возврата денег за тур и пыталась взыскать их с турфирмы второй раз
  • ✎ Страховщик отклонил большую часть заявлений на выплаты от клиентов VEDI Group
  • ✎ Состоятельные туристы стали покупать больше туров по России
  • ✎ В руководстве департамента по туризму Минэка опять замена
  • ✎ Российским туроператорам по въезду помогут выйти на иностранные рынки

Добавить комментарий