Завтра, 1 сентября, формально наступает ответственность туроператоров по выездному туризму за отсутствие выгрузки данных в государственную информационную систему «Электронная путевка». Выяснили, сколько компаний подключено к системе в режиме реального времени на самом деле, и почему Минэкономразвития предлагает перенести сроки наступления ответственности.
С 1 сентября 2023 года туроператоры, продающие туры за рубеж формально будут нести ответственность за неиспользование системы «Электронная путевка» (ГИС «ЭП») при продаже туров (для туроператоров по внутреннему туризму есть отсрочка – до 1 сентября 2024 года).
Однако реальная готовность туроператорского и агентского рынков к работе с системой оценивается как крайне низкая. Во многом – потому, что в течение последних лет система электронных путевок фактически непрерывно дорабатывалась исполнителем, в ней исправлялись многочисленные ошибки.
Последняя крупная доработка системы, как сообщают участники рынка, шла всю весну и лето: исполнитель (АО НТТ) приводил систему в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2023 г. № 417 «Об утверждении Правил функционирования единой информационной системы электронных путевок» и устранял недостатки, выявленные туроператорами в ходе тестирования программного продукта. При этом о том, что этот блок доработки закончен, АО НТТ уведомило туроператоров только 30 августа 2023 года.
По данным группы крупных туроператоров, принимающих участие в тестировании системы, последние переделки системы также нуждаются в новых тестах на предмет ее корректного функционирования.
В итоге, сейчас, по данным участников рынка, с системой электронных путевок в режиме реального времени взаимодействует не более 10 туроператорских компаний. Отметим, что всего в Едином федеральном реестре 360 туроператоров по выездному туризму.
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ХОЧЕТ ПЕРЕНЕСТИ СРОКИ НАСТУПЛЕНИЯ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА НЕВЫГРУЗКУ ДАННЫХ В ГИС «ЭП»
Наступление ответственности за невыгрузку данных в систему электронных путевок с 1 сентября является сейчас чисто формальным требованием, которое, по сути, в реальности рынком исполнено быть не может, считают в Правовой службе АТОР.
Ведь работающей отлаженной системы, протестированной участниками рынка после достаточно масштабных изменений, у них по-прежнему нет.
Понимая это, Минэкономразвития как регулятор туристической отрасли, предложил в своем проекте постановления, опубликованном на портале regulation.gov.ru, перенести до 1 марта 2024 г. срок, с которого наступает ответственность за невнесение туроператорами в сфере выездного туризма сведений о реализованном турпродукте «в целях снижения административной нагрузки на бизнес».
Однако этот документ на настоящий момент не утвержден, и, по всей вероятности, в него еще будут вноситься изменения.
Так, в частности, согласно устным сообщениям регулятора в ходе совещания с представителями туроператорского сообщества, сроки наступления такой ответственности у туроператоров, продающих туры за рубеж, будут сдвинуты только до 15 ноября 2023 года.
Регулятор в данном случае, полагают участники туррынка, хочет подтолкнуть тем самым туроператоров к скорейшему подключению к системе, опасаясь, что в случае переноса сроков на следующий год ситуация не изменится, и большинство туроператоров опять к системе электронных путевок де-факто не подключатся.
ПОЧЕМУ ТУРОПЕРАТОРЫ НЕ ТОРОПЯТСЯ ПОДКЛЮЧАТЬСЯ К СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПУТЕВОК
Однако у того факта, что туроператоры по выездному туризму, за исключением десятка крупных компаний, до сих пор не работают с «Электронной путевкой» в режиме реального времени, есть ряд объективных причин, которые делают несостоятельными претензии к рынку на предмет его «инертности» в вопросах подключения к системе. Перечислим лишь основные.
Так, для работы с системой электронных путевок туроператорской компании необходимо аттестовать в установленном порядке у аккредитованных организаций хотя бы одно автоматизированное рабочее место (АРМ) по требованиям Роскомнадзора, ФСТЭК и Минцифры. Такая аттестация сейчас, по данным участников рынка, в зависимости от компании, предлагающей подобные услуги, стоит в диапазоне 600 тыс-1,2 млн рублей за место, и действует она всего 1 год. Далее же нужна очередная платная аттестация, на очередной годичный срок.
В условиях, когда система, формально обязательная для использования с 2021 года, по факту непрерывно дорабатывается и меняется, а сроки ее реального запуска туманны, для подавляющего большинства компаний тратить столь значительные суммы на аттестацию АРМ (с перспективой быстрого устаревания такой аттестации и необходимости все делать по новой) представляется нецелесообразным.
Следует учитывать, что в реестре туроператоров по выездному туризму есть не только 5-7 крупнейших игроков (для которых такие затраты не являются сколько-нибудь критичными), но и несколько сотен средних и мелких компаний, в том числе региональных. Для них аттестация АРМ – это серьезная финансовая нагрузка.
Очевидно, что законопослушным компаниям придется нести эту нагрузку, но только после окончательной ясности с конфигурацией работоспособной системы. Которой нет до сих пор: последняя крупная переработка ГИС «ЭП» закончилась только 30 августа, операторам требуется еще время на тестирование последней версии в режиме реального времени.
Еще один значимый фактор – наладка автоматической выгрузки. По данным игроков рынка выездного туризма, для автоматической выгрузки данных в систему электронных путевок требуется доработка IT-системы самого оператора или шлюзового модуля в системе стороннего разработчика («Мастер-Тур», «САМО Софт» и др.), если оператор использует ее.
Такая доработка, опять же, стоит денег–по оценкам участников рынка, около 1 миллиона рублей в год. Можно выгружать путевки и вручную, но эти затраты (найм дополнительного персонала, закупка доп. оборудования и пр.) будут сопоставимыми. Внесение данных по одной путевке занимает не менее 15-20 минут.
Неудивительно, что без работающей, окончательно сконфигурированной и протестированной системы компании не спешат идти на такие затраты: вдруг систему надо будет и дальше перерабатывать?
По имеющейся информации, те доработки ГИС «ЭП», которые были внесены АО НТТ к 30 августа, требуют очередной переработки шлюзовых решений «Мастер-Тур» и «САМО Софт», и на это нужно не менее 2 месяцев, после чего опять нужно будет тестировать корректность выгрузки данных в систему.
Уже по этим двум пунктам, говорят отраслевые эксперты, 15 ноября как предлагаемая дата наступления ответственности за невыгрузку данных в ГИС «ЭП» не является оправданной. У рынка по-прежнему нет гарантии, что доработанная к этому времени система будет работать корректно.
СТАРЫЕ ОПАСЕНИЯ ОСТАЮТСЯ. ДЛЯ ИХ УСТРАНЕНИЯ НУЖНО ВРЕМЯ
Большинство клиентов туроператоров, как отмечают в опрошенных компаниях, не интересуются вопросами, связанными с выгрузкой их данных в систему электронных путевок, так как ничего о ней, по сути, не знают.
Однако туристы, осведомленные о системе и сроках ее планируемого запуска, уже сейчас приходят к туроператорам с прямыми вопросами – как избежать внесения их персональных данных в ГИС «ЭП» в будущем. Продиктованы такие опасения туристов угрозами утечки данных, особенно на фоне неустойчивой геополитической обстановки и резкого увеличения количества и «прицельности» хакерских атак.
Так, по последним данным экспертов IT-отрасли, в первом квартале 2023 года число «хакерских» инцидентов увеличилось на 10% по сравнению с началом прошлого года, при этом более 50% из них привели к утечкам данных в компаниях-жертвах. А 20 июня замглавы Роскомнадзора Милош Вагнер заявил, что западные спецслужбы активно используют в неизвестных целях данные россиян, получаемых путем кражи информации, накапливаемой российскими организациями.
«Стал интересен буквально каждый оператор данных и каждый гражданин России…. за данными о российских гражданах началась охота», – сказал он в интервью агентству ТАСС.
В АТОР ранее также отмечали, что «Электронная путевка» будет уникальной системой по объему аккумулированной чувствительной информации. В базе предполагается хранить паспортные данные взрослых и несовершеннолетних граждан, информацию о составе участников тура, его стоимости, времени и месте пребывания россиян. В совокупности этот объем сведений может стать привлекательным объектом для хакерских атак, в том числе, для намеренного придания публичности персональным данным российских граждан.
В таких условиях рынку, полагают туроператоры, нужно больше времени для того, чтобы представить своим туристам систему электронных путевок как действительно работающий, эффективный и максимально безопасный инструмент. И убедить пользоваться ей, а не использовать различного рода обходные схемы (например, дробить свои бронирования на отели и перевозку, чтобы не попасть в ГИС «ЭП», так как туда вносятся только полные пакетные туры).
В текущих условиях, резюмируют игроки туроператорского рынка выездного туризма, для того, чтобы к системе могли подключиться все игроки, нужно время минимум до конца I квартала 2024 года.