Передел «авиамира»: китайские туристы полетят в Аргентину через Кабо-Верде на марокканском самолете?

Эксперты авиационного центра CAPA предполагают, что расширение альянса БРИКС может оказать непосредственное влияние на туристическую и авиационную отрасли, поскольку одной из целей совместной деятельности может стать либерализация авиационных правил и расширение возможностей по применению режима «открытого неба».

«В краткосрочной перспективе, хотя влияние расширенной организации БРИКС преуменьшается западными политиками, она, несомненно, поставит под сомнение «мировой порядок» воздушного транспорта, который комфортно существует с 1944 года», – пишут аналитики.

Большую политику мы оставим за скобками, но ради интереса решили «заглянуть», что интересного происходит в авиационной отрасли старых и новых членов БРИКС, а также их соседей и других интересантов нового мироустройства.

Пожалуй, одной из самых интересных материй в этом вопросе была и остается авиация Африки. Сейчас этот континент имеет минимальное в сравнении с другими развитие в авиационной сфере. Но ввиду чрезвычайной густонаселенности – и максимальный потенциал.

БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЕ АВИАКОМПАНИИ АКТИВНО ЗАХОДЯТ В АФРИКУ

В частности, к африканской авиаотрасли очень активно присматриваются на Ближнем Востоке. Недавно мы писали, что Qatar Airways берется за развитие нового авиаузла в Руанде.

На этой неделе стало известно, что другая хорошо знакомая российским туристам авиакомпания региона – Flydubai – объявила о  расширении африканской маршрутной сети до 11 направлений в 10 странах. При этом генеральный директор авиакомпании Гейт Аль-Гайт сказал, что видит «большой потенциал» для дальнейшего расширения. По опыту Qatar Airways, которая уже работает на континенте, до 90% пассажирского трафика из Африки приходится на транзитных пассажиров. То есть Ближний Восток для них действительно становится «окном в мир».

Несколько сложнее обстоят дела с авиасообщением с другим концом света: а именно с Южной Америкой.

ПОЛЕТАМ ИЗ АФРИКИ В ЮЖНУЮ АМЕРИКУ МЕШАЕТ УСТАРЕВШИЙ ФЛОТ

Если до пандемии существовали рейсы, соединяющие африканские страны (в основном западное побережье) с Бразилией, то в 2023 году эксперты авиаотрасли отмечают явный дефицит таких маршрутов.

Трафик между Африкой и Южной Америкой в 2019 году составил 730 тыс. человек. Сейчас не приходится рассчитывать даже на это, поскольку в основном эти маршруты обслуживались на протяжении года только двумя рейсами: Ethiopian Airlines из Аддис-Абебы в Сан-Паулу/Буэнос-Айрес и авиакомпанией TAAG – в Сан-Паулу из Анголы.

Аналитики отмечают, что маршруты в Южную Америку через Африку очень интересны с точки зрения логистики для туристов из Китая. И в этой связи предлагают обратить внимание на возможность развития транспортного хаба на Островах Зеленого Мыса (они же Кабо-Верде), расположенных удобно географически.

Пока что проблема во многом упирается в отсутствие подобающего флота у африканских авиакомпаний. А проблема флота решается либо его строительством (на что, вероятно, у африканских стран нет достаточно денег), либо – изменением режима использования воздушного пространства.

Например, «открытое небо» позволило бы увеличить количество рейсов ближневосточных или иных зарубежных компаний через африканский континент.

AIRBUS РАССМАТРИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫТЬ АВИАПРОИЗВОДСТВО В МАРОККО И НИГЕРИИ

В качестве параллельного процесса здесь же стоит отметить еще один интересный тренд, о котором журналу Forbes рассказал корпоративный стратег и главный операционный директор Skytex Aero Анри Аль Хелали: корпорация Airbus возлагает большие надежды на Марокко в вопросе развития в этой стране авиастроения.

«Поскольку Airbus прогнозирует ежегодный рост спроса на пассажирские перевозки на 3,6%, стратегическое расположение страны в сочетании с благоприятным инвестиционным климатом делает ее привлекательным предложением для международных компаний авиационного сектора, включая авиастроение», – сказал он про Марокко.

Второй вариант – собирать самолеты в Нигерии.

Так что, может быть, и недалек тот час, когда китайские туристы вместо Европы и России полетят в Аргентину через Кабо-Верде на самолетах, которые сделали в Марокко и Нигерии.

АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ МЕШАЮТ РЕЙСАМ ИЗ США В КИТАЙ

Тем более что авиасообщение «по другой стороне» планеты для туристов из Китая пока что затруднено. Между США и Китаем авиакомпании каждой страны в настоящее время ограничены 12 рейсами в неделю. Правда, с 1 сентября это количество должно увеличиться до 18, а затем до 24 рейсов к концу следующего месяца.

Но это все равно намного меньше, чем было до пандемии. По данным аналитической компании Cirium, в августе 2019 года между США и Китаем было совершено более 1600 рейсов туда и обратно.

А проблема – в России. Точнее, не в ней самой, а в антироссийских санкциях, которые повлекли в качестве ответных мер закрытие воздушного пространства нашей страны для американских авиакомпаний. Только те, кто это планировал, кажется, не учли, что Земля – шар. Поэтому санкции могут повернуться и «другим боком».

Чтобы попасть из Китая в США самым коротким путем, надо лететь над Востоком России. И Китайским авиакомпаниям так можно, а американским – нет. Поэтому последние нехотя идут на расширение авиасообщения, поскольку у Китая явное коммерческое преимущество на этих маршрутах (их рейсы дешевле).

ИНДИЯ АКТИВНО ВЗЯЛАСЬ ЗА СВОЮ АВИАЦИЮ И ТОЖЕ ПОЛЕТИТ В ШТАТЫ

Что же касается Индии, про авиацию этой страны мы несколько раз писали.

Ранее Индия не особо вкладывалась в свою гражданскую пассажирскую авиацию, но после «ковида» ситуация резко изменилась. Как в части развития аэропортового сектора, так и в вопросе международного авиасообщения. А подталкивает Индию к новаторству, не в последнюю очередь, та же самая проблема ограниченного авиасообщения между США и Китаем.

На Международной аэрокосмической конференции министр гражданской авиации Индии Джотирадитья Сциндия подчеркнул потенциал роста сектора гражданской авиации и призвал международных авиаигроков «посмотреть на Индию».

К 2035 году страна намеревается утроить пассажирский трафик, который, по прогнозам, в 2023 может составить 270 млн человек.

Так что если попытаться окинуть «авиационным» взором сразу весь земной шар, а не сосредотачиваться на диспуте о том, кому можно и нельзя летать в Россию, мы увидим действительно интересные (впрочем, только вызревающие) глобальные тренды.

Кстати, здесь самое время вспомнить и о новостях еще одного многообещающего авиационного игрока – Turkish Airlines, которая собирается летать в Австралию, что, несомненно, добавит шарма «переделу» авиационного мира. Наличие сверхдальнемагистрального флота у турецкого перевозчика также может не только заметно усилить позиции авиакомпании на международном уровне, но также изменить привычные международные маршруты.

Учитывая последние заявления о расширении БРИКС и его влиянии на мировую авиацию, нас впереди ждет очень много интересного.

Екатерина Тропова