Про проворного бота ChatGPT сегодня, наверное, не слышал только человек, отключивший все гаджеты и ушедший в тайгу собирать шишки.
А все те, кто про сенсацию дня слышал, видимо, задаются вопросом – что генеративный искусственный интеллект (ИИ) может означать для индустрии гостеприимства и путешествий?
«Технологии на рубеже 2022-2023 годов совершили такой скачок вперед, что мы можем говорить сегодня не просто о шаге на новую ступеньку, а о перемахивании сразу на целый лестничный пролет», – охарактеризовал положение дел на конференции Hospitable Business в Москве Александр Галочкин, генеральный директор компании TravelLine.
Конечно, ChatGPT – не единственный технологический прорыв, но именно умный бот вызвал настоящий фурор во всем мире.
Между тем, «бегемоты» из числа международных ОТА хором советуют рынку не принимать (пока) шумиху вокруг умных ботов близко к сердцу. Booking.com занял выжидательную позицию в отношении генеративного ИИ – сообщает авторитетное международное издание Skift.
«Вероятно, полезно сразу же использовать новые возможности для бизнеса молодому стартапу, но для известных компаний, таких, как Booking.com, медленный и стабильный подход может быть лучшим решением», – говорят в компании.
Впрочем, Роб Фрэнсис, технический директор Booking.com, добавил: «Разумеется, на Booking.com умному боту найдется место, мы в этом уверены».
Однако – намеренно не поддаваясь «безумию» вокруг нового типа ИИ, компания хочет избежать выпуска на рынок технологии до того, как она будет готова или не будет иметь реальной цели.
Саймон Годдард, директор по информационным технологиям компании Vibe, занимающейся поиском и бронированием путешествий, считает, что последние разработки в области генеративного ИИ впечатляют, но отсутствие точности, деталей, персонализации и доверия означает, что технология пока непрактична. Существует также вопрос конфиденциальности, потому что технология должна будет хранить и анализировать большие объемы данных для своего развития.
Как раз поэтому на конференции Hospitable Business Александр Галочкин добавлял: «Сегодня юридические аспекты отстают от развития технологий. Взять распознавание по лицу, например. Технически отельеры уже могли бы применять его при регистрации гостей, но юридически это не закреплено. Кроме того, TravelLine «выпекает» много интересного и полезного функционала, но отели не успевают подхватывать его!».
Ажиотажу вокруг ChatGPT сопротивляются и в Expedia.
«Это модель, которую еще предстоит раскрыть», – поделилась своими мыслями Рати Мурти, технический директор Expedia Group.
«Честно говоря, в туристической индустрии, в целом, много устаревших технологий, но не так-то просто отказаться от них», – добавила она.
Реальная ценность генеративного ИИ, как говорят эксперты, заключается не только в чат-боте, но и в том, как эту технологию можно использовать в фоновом режиме – с наложением больших объемов данных. Хотя неясно, как именно это будет выглядеть, платформы, ОТА, вероятно, смогут в будущем использовать новые возможности работы с данными для более полной персонализации взаимодействия, даже предвосхищая потребности пользователей.
Expedia последние несколько лет работает над объединением своих платформ в общий технологический стек, чтобы упростить обмен данными между брендами.
«Мы завершили эту трансформацию примерно на 80 процентов. Так что мы действительно начинаем видеть преимущества проводимой огромной трансформации», – сказала Рати Мурти.
В то время как Booking.com предпочитает двигаться вперед размеренным образом, а Expedia осторожничает и занимается внутренней трансформацией, сингапурский Trip.com придерживается противоположного подхода и уже выпустил генеративный чат-бот с искусственным интеллектом под названием TripGen.
Компания собирает информацию о взаимодействиях с пользователями, а тем временем команда разработчиков продукта изучает, как дальше внедрить технологию в свою основную платформу. Если данные не будут постоянно обновляться, потребителям от них будет мало пользы!
«Свежесть информации очень важна, – заметила Эми Вей, старший директор по управлению продуктами Trip.com Group. – Это та часть, где мы пытаемся объединить наши технологии – это может быть расписание рейсов или актуальные цены на отели – чтобы помочь людям еще больше упростить процесс бронирования».
Чат-бот TripGen работает на технологии OpenAI – компании, стоящей за ChatGPT.
Пользователь Trip.com может выполнить поиск определенного направления – например, запросить информацию о «Диснейленде» – и получить ряд связанных результатов, таких, как близлежащие отели, прокат автомобилей, предлагаемые туры и достопримечательности.
В будущем генеративный ИИ, внедренный в этот процесс, может сделать его еще проще для пользователя, с подсказкой о поездке на выходные, ведущей к подробному маршруту с возможностью сравнить, забронировать и оплатить все в одном месте.
Речь таким образом идет о том, как «приручить» новые технологические возможности, «заточить» их под нужды конкретного рынка и конкретных компаний и при этом обеспечить их юридическую «чистоту».
Пройдет ли индустрия путешествий и гостеприимства этот путь в 2023 году или понадобится больше времени? Будем узнавать по ходу года.
Очевидно, что всегда нужно будет время для «переваривания» и усвоения новых технологических решений.
Hotelier.pro внимательно следит за развитием событий на ниве новых (многообещающих) технологий и, конечно, поделится добытой информацией со своими читателями.