Туристический поток из Китая в Россию по безвизовому режиму для групп, наконец, запущен. На этой неделе туроператор «Тури Тур» принимает в Санкт-Петербурге первую группу из 20 человек, прилетевшую из Пекина. О перспективах китайского туризма в России, состоянии въезного туризма, а также прогнозах на следующий сезон поговорили с Мариной Левченко, зампредседателя Совета ассоциации «Мир без границ», гендиректором туроператора «Тари Тур».
— Появилась информация, что безвизовый режим для организованных туристических групп заработал, наконец, и на въезд из Китая в Россию. До этого турпоток шел только из России в Китай. Процесс оформления групп действительно заработал? Вы уже оформляете группы туристов из Китая для въезда по спискам в Россию?
— Да, действительно из Китая в Россию начали ехать туристы по соглашению о безвизовом режиме для туристических групп. Это момент, которого мы очень ждали еще с начала августа. На прошлой неделе первые группы приехали в Амурскую область, Владивосток и Хабаровск.
25 сентября туроператор «Тари Тур» принял первую группу из Пекина. Это ознакомительный фам-трип для китайских турагентов. Группа из 20 человек прилетела в Москву, где были пройдены все формальности по безвизовому въезду. Затем в этот же день группа полетела в Санкт-Петербург. Перелет совершался через Москву, т. к. прямого рейса в Санкт-Петербург не было. Неделю участники фам-трипа будут осматривать достопримечательности Санкт-Петербурга, после чего снова через Москву вылетят в Пекин.
Марина Левченко, генеральный директор “Тари Тур”
— Это первая после начала пандемии туристическая группа, прилетевшая по безвизовому режиму, в центральной России?
— Да, до этого была только тестовая группа. Возобновление безвизового режима для групп могло бы дать хороший поток туристов в августе и сентябре, но из-за технических проблем этого не произошло. Нам еще придется активно работать с пограничными структурами, чтобы наладить все процессы. Важно, чтобы туристы быстро и просто проходили процедуру пересечения границы, им не приходилось ждать по шесть часов. Надеемся, что Минэкономразвития РФ будет помогать нам в этом вопросе. Сейчас приходится все восстанавливать заново, но надеюсь, что в октябре мы еще получим хороший турпоток из Китая.
— Высокий туристический сезон в России уже практически завершен. Массовый турпоток из Китая, вероятно, можно будет наблюдать не раньше лета 2024 года. Расскажите, как сейчас обстоит дело со спросом на туры в Россию из Китая?
— Мы надеемся, что группы будут приезжать еще и в этом году. Есть спрос на октябрь, кроме того, мы работаем над зимними турпакетами. Это яркая, сверкающая новогодняя Москва, Санкт-Петербург. Также есть интерес к турам в Мурманск на северное сияние. Еще одно преимущество зимнего сезона – цены значительно ниже, чем летом.
Конечно, все это совсем маленькая доля годового турпоток, пик туристического сезона уже прошел. Но у нас впереди зима, а значит, есть время подготовиться к следующему лету – наладить процедуры перехода границы, поработать над турпродуктом.
— Какие маршруты выбирают китайские туристы?
— Как и раньше, туристы отдают предпочтение классике: Москва, Санкт-Петербург, Золотое Кольцо, есть интерес к Казани. До пандемии росло количество запросов на Мурманск. Сейчас интерес к полярному кругу и северному сиянию возвращается.
Но мы отдаем себе отчет, что основной турпоток из Китая поедет в приграничные регионы. Это Хабаровске, Владивостоке. Во время пандемии жители Китая три года сидели в условиях карантина, и сейчас они с удовольствием готовы отправляться в поездки. Все «сливки» снимут приграничные регионы России, т. к. для китайцев это близко и быстро.
— До пандемии китайский турпоток был самым массовым для российского въездного туризма. Статистика по итогам первого полугодия показывает, что впервые за три года Китай вновь занимает первое место в рейтинге зарубежных туристических доноров. Однако туроператоры рассказывают, что в этом году в Россию приезжали в основном бизнес-туристы. Вы принимали этим летом туристов из Китая или турпоток был исключительно деловым?
— В этом году мы принимали в основном бизнес-туристов. Они приезжали в том числе большими группами, например, на выставки. Даже в деловых поездках туристы готовы были смотреть достопримечательности, приобретали какие-то дополнительные услуги. Но это, конечно, не тот поток, который мы видели до пандемии.
— Как в целом вы оцениваете итоги прошедшего летнего сезона для въездного туризма? Были ли группы туристов или индивидуалы? Из каких стран приезжали?
— Итоги этого года по въезду можно охарактеризовать как отрицательные. Для въездного туризма сезон пропал. Мы по-прежнему выживали за счет внутреннего туризма, принимая российских туристов в Москве, Санкт-Петербурге, по Золотому Кольцу.
Иностранных туристов фактически не было. У нас был десяток групп: немного туристов из Сербии, Болгарии, Вьетнама. Был один турист из Индии, который купил тур в Москву с посещением Камчатки. Мы радовались ему всем офисом, т. к. для нынешнего времени это очень нетипичный, интересный маршрут. Он отправлял нам фото из поездки, делился впечатлениями.
То количество туристов, которое мы принимали в этом году, — ничто в сравнении с тем, что было до пандемии. Поэтому мы очень ждали возобновления безвизового режима для групп с Китаем и электронных виз. Сейчас нам осталось пережить зиму и начать въездной туризм с нуля. Мы сейчас активно общаемся с партнерами, налаживаем связи.
— Недавно Россия внедрила электронную визу для граждан более 50 стран. Как считаете, насколько эффективным будет этот инструмент для въездного туризма? Возможно, у вас уже есть опыт работы с туристами, получающими такую визу? Откуда приезжали туристы? Были ли сложности с оформлением виз?
— Мы понимаем, что электронная виза — это хорошо, и МИД РФ сейчас работает над тем, чтобы решить все технические шероховатости. А они периодически возникают. Российская виза всегда была непростой, сейчас процедура стала легче, но у туристов возникают проблемы.
Например, некоторым сложно заполнять анкету. Текст анкеты доступен только на русском и английском языках. Нашим партнерам и туристам из Юго-Восточной Азии зачастую требуется наша помощь, чтобы оформить все без ошибок, подгрузить фотографии в правильном формате и т. д.
Учитывая эти проблемы, мы считаем, что должна появиться возможность оплачивать визы в рублях с российского счета. Это позволит принимающим туроператорам помогать туристам оформлять визу и включать эту услугу в турпакет.
Сейчас на сайте МИД РФ оплатить визу можно только в дирхамах ОАЭ. И турист должен производить оплату самостоятельно. Многих туристов это смущает.
Мы видим, на чем спотыкаются наши туристы и партнеры в процессе оформления виз. Если бы была возможность оплатить визу в рублях, мы бы все эти вопросы решали быстрее. Опция оплаты в рублях исключит случаи аннуляции туров из-за того, что турист не смог оформить визу. Это также технически сделало бы наши отношения с партнерами более удобными.
— Как вы считаете, какие страны будут формировать турпоток в Россию?
— Мы ждем роста турпотока из Юго-восточной Азии. Это те страны, в которых начал активно формироваться средний класс и туристы поехали по всему миру, включая Россию.
Я говорю о Вьетнаме, Таиланде, Индонезии, Малайзии. Для них Россия территориально находится близко, они очень заинтересованы в нашем направлении. И при наличии нормального авиасообщения мы ожидаем большое количество групп.
Также ждем туристов из Китая, которые тоже активно поедут в Россию, когда все процедуры по безвизовому режиму наконец заработают.
Для стран Латинской Америки Россия – безвизовое направление, отсюда тоже будут какие-то потоки. Хочется также рассчитывать на туристов из Индии. Ранее с этой страной работал безвизовый режим, но сейчас его нет. Поэтому электронная виза могла бы сработать.
— Как вы считаете, какие шаги нужно предпринять для наращивания турпотока в Россию?
— Первые шаги сделаны – это электронная виза и безвизовый режим для групп из Китая. Очень важно наличие авиасообщения со странами, откуда едут туристы.
Ну и, конечно, популяризация России как туристического направления. Минэкономразвития РФ уже высказывал заинтересованность в том, чтобы продвигать активно Россию за рубежом. Москва, Петербург участвуют в выставках, устраиваются воркшопы. Эту работу надо продолжать.
— Около трех лет въездной туризм для России был на паузе – сначала из-за пандемии, затем из-за геополитической ситуации. Тем не менее, туроператоры, включая компанию «Тари Тур», которая является одним из крупнейших в сегменте въездного туризма, сохранили свои позиции на рынке. Расскажите, как в «Тари Тур» изменили вектор своей деятельности? Что было основной сферой деятельности компании в период, когда въездного туризма не было?
— Нашу компанию спасли российские туристы – внутренний туризм. Мы исторически организовывали обслуживание российских туристов в Москве, Петербурге, по Золотому Кольцу и т. д. Поток российских туристов у нас был и раньше, но не в таких объемах, как иностранный.
Во время пандемии и после нее наша команда гидов, автобусы в двух городах – все это нуждалось в загрузке. Поэтому наша работа с внутренним рынком очень увеличилась. Многие туристы перестали ездить за границу и путешествовали по России, мы увеличили количество сборных туров. Этим мы и занимались все три года, сохранив команду, включая всех гидов-переводчиков.
— Как вы считаете, какие перспективы у въезда сейчас? Ранее в Россию приезжали в основном туристы из Европы, США. В ближайшей перспективе этого турпотока не будет. Можно ли вернуть прежние объемы въездного туризма в Россию, переориентировавшись на другие рынки? Какие например?
— Европа, Америка и ЮВА давали нам раньше большие цифры. Сейчас очень хорошие перспективы у ЮВА. Кроме того, Китай и Индия — страны с миллиардным населением. Надеемся, что часть турпотока оттуда получит Россия, и он будет большим.
— Учитывая новые рынки, как сейчас обстоит дело с кадрами в сфере гостеприимства в России? Есть ли дефицит гидов, других сотрудников. Возможно, что-то придется менять в отелях, ресторанах, магазинах?
— Дефицит кадров есть – это касается гидов, транспортного обслуживания. Большая проблема с такой профессией как водитель автобуса. У ресторанов тоже есть проблемы с кадрами.
Но есть время подготовиться. Наступает зима, а это значит, что есть время сформировать соответствующий турпродукт.
Анна Бирюкова