НЕ ОТПУСТИТЬ ГОСТЕЙ. ВЫЗОВ ДЛЯ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА

Перед Москвой и Санкт-Петербургом стоит серьезная задача – если не сказать вызов – удержать привлеченные в пост-пандемийные 2022-2023 годы туристические потоки россиян.

Казалось бы, а что тут такого – где еще есть Красная площадь, Эрмитаж и ряд других знаковых достопримечательностей? Конечно, они либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге. Но в том-то и дело, что российский турист в 2023 году начал смотреть вглубь и вширь страны – туда, где можно найти разные диковинные места, незаурядные достопримечательности, получить неординарные впечатления. В конце концов, побывать в местах, где еще не был. Тут-то и выясняется, что Екатеринбургу, например, в этом году исполняется 300 лет и в городе имеется много, что интересно посмотреть (см. публикацию). Самара же – один из всего трех городов, что были столицами России (см. Загадка запасной столицы). И т. д.

По данным Hotel Advisors, озвученным на Ostrovok Trends Access в Санкт-Петербурге, в период январь-август 2023 значительно выросла средняя загрузка номеров в Новосибирске и Екатеринбурге. И в заметно меньшей степени – в Санкт-Петербурге (см. обзор).

Да, Москва хорошо прибавила в турпотоке в 2023 году (и об этом шла речь в интервью на Hotelier.pro летом – см. «Сезон в режиме белки»). Но сохранится ли такая ситуация в 2024 году? А если сохранится, то за счет чего?

По Санкт-Петербургу мы отмечали, что показатели работы гостиниц города в первой половине летнего сезона неоднозначны: в чем-то они выглядят успешными, в чем-то шаткими (см. «Пилюли для июля»).

Правда, Анна Шамова, эксперт компании TravelLine по онлайн-продажам, на Конференции «Новый Форсайт Отельеров», организованной компанией World Travel Biz 30 августа, внесла некоторое спокойствие: ADR и глубина бронирований отелей в Санкт-Петербурге все лето демонстрировали тенденцию к росту (см. статью).

Для москво- и петербурго-центричности туристов имеются объективные предпосылки. И они работают. Но и субъективные факторы в туризме играют немалую роль!

Наиболее острая конкуренция на рынке внутреннего туризма России сейчас разворачивается между теми российскими регионами, чей турпродукт находится в «не пляжном» сегменте.

Не стоит тешить себя надеждами, что у россиян имеется четкое представление о том, куда и зачем в России можно (и стоит поехать) – отмечают участники рынка.

«Российский турпродукт – один из сложнейших, если не самый сложный в мире.  Наши туристы путешествуют по всем регионам, сотням городов, количество уникальных объектов и маршрутов, вероятно, превышает 20 тысяч», – говорит Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин». – Наши туристы освоили самостоятельно тысячи маршрутов и сотни городов. Но все эти маршруты и города слабо представлены за исключением Санкт-Петербурга, Москвы, Сочи и еще ряда мест, в медиапространстве. В основном их продвижением занимаются туристические компании. Да, как-то они рекламируются, но все это разрознено и эпизодично. Часто денег региону хватает только на одну туристическую выставку в Москве …».

Наиболее активны сейчас в продвижении как раз мегаполисы: Москва, Санкт-Петербург, Казань, у них же максимальные бюджеты – считает Сергей Ромашкин.

Сейчас в ТОП-10 наиболее активных в продвижении регионов России, по обобщенному мнению туроператоров, собранному АТОР (Ассоциацией Туроператоров России) в 2023 году входят:

  • Санкт-Петербург
  • Москва
  • Татарстан (Казань)
  • Тюмень
  • Сочи
  • Крым
  • Кузбасс
  • Дагестан
  • Мурманская область
  • Вологодская область

«Впрочем, успехи тех или иных регионов или городов в последнее время только отчасти объясняются продвижением – говорит Сергей Ромашкин. – Не всегда успех региона связан с масштабным продвижением. Иногда он может быть связан с во многом спонтанной «туристической модой», вызывающей волну спроса, как в случае с Дагестаном.  Другой пример – Великий Устюг. При минимальных вложениях в маркетинг город в десятки раз увеличил турпоток за счет выдающейся идеи – поездки к Деду Мороз. Хорошая идея иногда заменяет большой бюджет».

Сколько таких «хороших идей» может быть у регионов России, чтобы перетянуть к себе часть туристов из раскрученных мегаполисов – увидим.

Пока что – но ноябрьские праздники, например, многие путешественники все-таки собираются в Москву – на город приходится 16,6% всех заказов отелей внутри страны по данным сервиса планирования путешествий OneTwoTrip (см. статью).

Интересно, что в рейтинге самых популярных направлений для бронирования апартаментов в сентябре 2023 на Твил.ру тоже «все те же лица». Топ выглядит следующим образом:

  1. Сочи
  2. Санкт-Петербург
  3. Москва
  4. Калининград
  5. Казань

Для Москвы и Санкт-Петербурга, где долгое время значительную долю в турпотоке занимали иностранцы, которых так или иначе удалось в определенной степени заменить внутренними туристами, но с китайским массовым туризмом пока пробуксовка, будет болезненно экономически «поделиться» туристами с другими городами страны. Тем более, что внутренний туризм в конце лета подавал признаки «консервации»: в августе сокращался средний чек и длительность туров по популярным направлениям – говорили данные, собранные аналитической службой АТОР (Ассоциацией Туроператоров России). См. публикацию на Hotelier.pro.

Посмотрим, как вектора выборов российских туристов проявят себя осенью и как поработают над мотивацией российских туристов, с одной стороны, мегаполисы, с другой стороны – регионы и «малые» центры притяжения турпотоков. Немало будет зависеть от интересных поводов для поездок, вдохновляющих предложений и … логистики и цен поездок.

Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.