Развитие событийного туризма считается одним из самых важных факторов увеличение турпотока в регионы нашей страны. Об этом постоянно говорят на различных форумах, выставках, совещаниях, посвященных развитию индустрии гостеприимства. В этом нет ничего удивительно. Интересные события стимулируют приезжать путешественников, которые готовы платить за новый опыт, эмоции и впечатления. Во время проведений знаковых мероприятий значительно возрастает загрузка номерного фонда в гостиницах. Признанием важности событийного туризма стала «RussianEventAwards», которая вручается в России с 2012 года.
Ивент-рынок растет очень быстрыми темпами. Например, только в Санкт-Петербурге в 2017 году прошло 770 различных фестивалей. Схожие тенденции отмечаются в других российских городах. Но большинство участников рынка считают, что до насыщения именно качественными событиями еще очень далеко. На одно действительное яркое мероприятие, которое привлекает в регион множество гостей, приходится несколько десятков небольших фестивалей и праздников с минимальной аудиторией.
Экономическая составляющая
Организация любого фестиваля или праздника удовольствие недешевое. Бюджеты могут варьироваться от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Все зависит от места проведения мероприятия, его тематики и масштаба. Очень часто инициатором и главным инвестором крупных фестивалей выступают администрации городов и регионов. Например, в Санкт-Петербурге такие мероприятия как «Алые паруса», «Фестиваль света» проводятся на средства городского бюджета. И это нормальная практика. Чтобы событие привлекло к себе внимание частных инвесторов и спонсоров, должно пройти несколько лет. Мероприятие обязано продемонстрировать свою жизнеспособность, устойчивый интерес со стороны населения и туристов. А на эффективность фестиваля или праздника влияет очень много факторов. Даже плохая погода может привести к уменьшению числа посетителей того или иного события. Так что ивент-бизнес несет в себе множество рисков.
Одним из популярнейших трендов последних лет стали гастрономические фестивали. Они проводятся во всех регионах России, их количество увеличивается с каждым годом. Самым крупным гастрономическим фестивалем является «О, да! Еда!». На сегодняшний день событие проходит в 11 городах. Организаторы сообщают, что ежегодная аудитория фестиваля составляет более 400 000 человек. У руководства есть планы значительно расширить географию этого мероприятия.
Цифровая составляющая является одним из самых важных трендов ивент-рынка. Развитие цифровых технологий привело к тому, что контент, который генерируется до, во время и после проведения мероприятия активно распространяется в интернете. Тем самым аудитория, которая узнала о событии, и приняла в нем пусть виртуальное, но участие, значительно увеличивается. Этот тренд позволяет монетизировать фестиваль даже после его завершения, а также искать спонсоров, которые заинтересованы в информировании целевой аудитории мероприятия о своих товарах и услугах.
Все участники инвент-рынка сходятся во мнении, что будущее отрасли сильно зависит от экономической ситуации в стране. Будет рост — количество новых, качественных событий будет увеличиваться. Если в экономике наметится стагнация или спад, инвент-рынок существенно сократиться, из-за падения покупательной способности населения.