Главное событие туристической жизни страны – Московская международная выставка “Путешествия и туризм” / MITT – прошла в ЦВК “Экспоцентр” 14-16 марта. Несмотря на то, что объем участников мероприятия приблизился к докризисным показателям, 24-ая по счету выставка прошла под знаком новой реальности в которой живет туристический бизнес и индустрия гостеприимства.
На открытии MITT-2017 присутствовали первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко, заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, председатель экспертного совета по туризму при Комитете СФ РФ по социальной политике Игорь Фомин, президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько, вице-президент РСТ Юрий Барыкин и др.
Также 14 марта в рамках MITT прошла пресс-конференция руководителя департамента спорта и туризма Москвы Николая Гуляева, который рассказал журналистам о ходе подготовки столицы к Кубку Конфедераций, который должен пройти в России с 17 июня по 2 июля 2017 года.
В этом году на выставке было представлено около 2000 участников из 185 стран и регионов мира, причем каждый 10-ый принимал участие в MITT впервые. По данным организаторов, число участников MITT-2017 вплотную приблизилось к уровню докризисных лет.
Компоновкой стендов MITT-2017 во многом напоминал недавний “Интурмаркет”, т.е. большинство гостиниц и других средств размещения не имели собственных стендов, размещаясь под сенью региональных выставочных комплексов. На этом фоне заметно выделялись стенды Best Western Hotels & Resorts, Mriya Resort & SPA, комплексные отельно-туристические стенды – “Горки город”, Ателика / Мультур, Роза Хутор.
Традиционно насыщенная деловая программа MITT позволила охватить широкий спектр проблем и трендов, актуальных для туристического бизнеса и индустрии гостеприимства. Примечательно, что в отличие от предыдущих лет, все мероприятия выставки были бесплатными.
14 марта состоялась IT-конференция MITT Digital “Технологии на практике”, организованная при участии с медиахолдинга TRN, и панельная дискуссия MITT-Регион “Российский турпродукт – от идеи до туриста”, посвященная взаимодействию туроператоров и турагентов с региональными властями.
Деловая программа MITT продолжилась 15 марта. Стратегию развития санаторно-курортной инфраструктуры России обсудили участники конференции “Развитие курортных территорий в России: стратегия, практика, продвижение”. Соорганизатором конференции выступил Российский Союз Туриндустрии (РСТ), модерировал ее – президент РСТ Сергей Шпилько.
Основным конференц-мероприятием для отельеров стала традиционная бизнес-сессия для отельеров MITT Саммит – Отель “Гостиничный бизнес в России 2017: новые тренды, технологии, знания”. Партнером мероприятия выступил Независимый Гостиничный Альянс, модерировал дискуссию директор по развитию НГА, генеральный менеджер отеля SkyPoint Sheremetyevo Константин Артемьев.
В ходе первой сессии вице-президент ФРиО Вадим Прасов высказал свою позицию по основным рыночным тенденциям и сложным моментам во взаимодействии отельеров и государства. В свою очередь Андрей Михайлец, исполнительный директор Независимого Гостиничного Альянса, и Юлия Паслен, территориальный менеджер по туризму отелей Park Inn и Radisson в Санкт-Петербурге, рассказали о принципах взаимоотношений гостиниц и туроператоров.
В рамках сессии, посвященной доходам, коммерческий директор отеля SkyPoint Sheremetyevo Екатерина Проценко рассказала об особенностях организации продаж в независимом отеле с упором на персональные отношения с гостем. Со своей стороны коммерческий директор Rossi Boutique Hotel, партнер компании HotelAdvisors Hospitality Management & Consulting Сергей Данильченко поделился с отельерами практической методикой управления доходами. Леон Вайдман, генеральный директор компании HotelsBI, рассказал, о возможностях, которые открывают для отельного бизнеса использование Big Data, а генеральный директор компании Travelline Александр Галочкин – о способах увеличения конверсии отельного сайта.
Стоит отметить, что большая часть выступлений спикеров была своеобразным ликбезом для не слишком искушенных слушателей. Тезисы о том, что Google и Facebook начинают конкурировать с OTA на рынке бронирований, китайским туристам нужен кипяток, а отельный сайт должен занимать первую позицию в поисковой выдаче по своему названию – безусловно, являются (и еще долго будут являться) откровением для значительной части региональных отельеров, но уже вполне очевидны и довольно скучны для подготовленной отельной аудитории. Тот факт, что конференц-зал был заполнен практически битком, говорит лишь о значительном спросе – как на площадку для кулуарного общения, так и на детальные кейсы и решения.
В рамках последней сессии, посвященной затратам, выступила Анна Косарева, генеральный директор ГК “Космос” с личным опытом оптимизации гостиничных расходов. Несмотря на то, что кейс был подготовлен в живой и увлекательной форме, не многие гостиницы России могут похвастаться номерным фондом почти в 1700 номеров и штатом в несколько сотен сотрудников, а потому опыт экономии на фасадных подъемниках и сокращении числа кладовщиков с 8-и до 2-х вряд ли может быть применен на практике в большинстве российских отелей.
Пожалуй, единственный по-настоящему содержательный и ценный для большинства отельеров материал изложил в своем выступлении генеральный директор отеля “Долина Иволга” Роман Узаков. Описанные им методы контроля персонала и способы предотвращения хищений в отелях могут быть применены на практике практически в любом средстве размещения, так как основываются на психологических шаблонах поведения сотрудников. В ближайшее время Редакция Hotelier.PRO опубликует выступление Романа в виде отдельного материала.
В завершении программы мероприятия одновременно со стремительным сокращением аудитории (кто же будет смотреть рекламу после матча?) прошла панельная дискуссия поставщиков IT-решений для отелей, которые поделились последними новостями своих компаний и рассказали о планах на будущее.