Под лозунгом борьбы с чрезмерным туризмом все больше европейских городов пытаются сократить количество круизных судозаходов. К экологическим причинам добавляются и экономические. Дело в том, что, по оценкам местных властей, круизные туристы… слишком мало тратят.
В КАКИХ ГОРОДАХ ЕВРОПЫ ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА
До пандемии количество круизных пассажиров оценивалось около 30 млн в год, и по итогам 2023 года отрасль с большой долей вероятности приблизится к этому показателю. Однако восстановление круизного туризма радует не всех: в некоторых европейских городах, входящих в популярные круизные маршруты, стремятся либо запретить вообще, либо сократить количество судозаходов с отсылкой на экологические, социальные и экономические проблемы.
Первой на «тропу войны» с круизными лайнерами в Европе вышла Венеция: этот итальянский город в 2021 году запретил крупным судам бросать якорь в своем историческом центре. Поводом для этого послужил инцидент, произошедший в 2019 году: круизный лайнер врезался в причал, из-за чего пострадало пять человек. С учетом всех рисков на этом фоне ЮНЕСКО пригрозила внести город в список находящихся под угрозой исчезновения.
Однако несмотря на все анонсы, идея запрета крупным кораблям заходить в Венецию оказалась более сложной, чем могло показаться на первый взгляд. Не имея нового порта за пределами городской лагуны, многие из круизных судов по факту все еще швартуются в центре города – спустя два года после введения запрета.
Примеру Венеции последовала Барселона. Каталонская столица с 22 октября 2023 года закрыла свой северный терминал для круизных лайнеров. Теперь около 340 судозаходов в год будут «разгружаться» у южного причала Moll d’Adossat, который находится дальше всего от жилых районов города. Если прежде туристы, сошедшие с круизных лайнеров, могли дойти до знаменитого бульвара Ла Рамбла всего за 10 минут, то теперь их ждет уже 30-минутная поездка на автобусе до центра города.
Ограничено и количество круизных лайнеров, которые смогут заходить в порты Барселоны: вместо 10 – теперь не более семи судозаходов в день. Но и это еще не все: с 2024 года пассажиры круизных лайнеров, заходящих в Барселону меньше чем на 12 часов, будут платить туристический налог в размере 4 евро.
Средиземноморье является вторым по величине рынком круизов за пределами Карибского бассейна, и рост количества пассажиров создает все большую нагрузку на местное население. Так, против круизных лайнеров активно выступают в Марселе, крупнейшем круизном порту Франции. В прошлом году петицию с призывом запретить круизные судозаходы в этом городе подписали более 50 тыс. человек.
Гражданские протесты в испанском городе Пальма-де-Майорка (Балеарские острова) привели к ограничению количества лайнеров, которые могут одновременно заходить в порт. Теперь это только три судна, в то время как раньше в балеарский порт заходило до 5-6 круизных лайнеров в день.
Греческий остров Санторини и хорватский Дубровник также ужесточили требования к заходам круизных лайнеров, ограничив количество судов, которые могут одновременно находится в порту. Большое количество туристов, сходящих на берег, создает проблемы для местной инфраструктуры: начиная от пробок на дорогах до уборки мусора, который оставляют гости.
Борются с круизным туризмом не только на Средиземноморье. Круизные суда, посещающие Шотландию, будут платить новый налог в соответствии с планами, недавно объявленными Партией зеленых страны. В нем говорится, что этот сбор решит «двойную проблему»: выбросы парниковых газов и чрезмерный туризм.
В Амстердаме городской совет проголосовал за закрытие круизного терминала в попытке ограничить загрязнение окружающей среды и уменьшить количество туристов. Перенос терминала за пределы центра выглядит наиболее вероятным решением, но пока решения нет.
Ежегодно в столице Нидерландов пришвартовываются более 100 судов, и они стали символом локальной проблемы чрезмерного туризма. Местный политический лидер Илана Рудеркерк даже сравнила круизных пассажиров, прибывающих в город, с «нашествием саранчи».
КРУИЗНЫЕ ТУРИСТЫ ПРИНОСЯТ МАЛО ДЕНЕГ
Как показали европейские исследования, пассажиры, сходящие с круизных кораблей на берег, не вносят большого вклада в местную экономику. Поскольку на борту у них есть вся еда и напитки, а также развлечения, то все деньги туристов там (на борту судов) и остаются.
К тому же, не все туристы на круизных лайнерах в принципе готовы сходить на берег: по данным властей норвежского Бергена, который является одним из популярных портов Северной Европы, до 40% пассажиров круизных судов никогда не покидают свой лайнер. Для тех, кто все же сошёл на берег, средние расходы в Бергене составили менее 23 евро. В основном, круизные туристы покупают мелкие сувениры.
Средняя продолжительность пребывания в порту составляет около восьми часов, но она может сильно варьироваться в зависимости от маршрута судна. Для некоторых, например, для Барселоны, остановка может длиться всего четыре часа. Средняя сумма, которую один круизный турист потратил в Барселоне в прошлом году, составила всего 80 евро. В Барселоне эту сумму назвали «унизительно маленькой».
МОРСКИЕ ЛАЙНЕРЫ «ЧАДЯТ» БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВСЕ АВТОМОБИЛИ ЕВРОПЫ
По данным Transport & Environment, 218 круизных лайнеров, курсирующих в Европе в 2022 году, выбросили в четыре раза больше оксида серы, чем все автомобили континента. Согласно последним исследованиям, проведенным в июне 2023 года, количество токсичных загрязнителей воздуха от круизных лайнеров сейчас выше, чем было до пандемии COVID-19.
По данным CLIA, Международной ассоциации круизных линий, круизные компании были одними из первых компаний в морском секторе, которые взяли на себя обязательство сократить выбросы углекислого газа на 40% к 2030 году. Некоторые даже подписались под обязательствами достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году.
Также решению экологической проблемы могла бы помочь электрификация портов, чтобы суда могли отключать двигатели и ограничивать токсичные выбросы. Это то, на чем настаивают власти Барселоны: в противном случае в 2026 году каталонская столица вообще запретит заход круизным кораблям, которые не будут следовать предложенной ей экологической политике.
Елена Мягкова