Туроператоры подвели итоги круизной навигации 2023 года

Речной круизный сезон 2023 г. показывает рост турпотока до 20% по сравнению с прошлым годом и может поставить новые рекорды в отрасли. На реки вышло больше судов, но предложение превышало спрос, и средняя загрузка теплоходов оказалась ниже. Разбираемся в особенностях сезона, ценах, новых игроках и объясняем, почему уже сейчас стоит присмотреться к Перми и Байкалу.

В этом году, по подсчетам 5 крупных круизных компаний («ВодоходЪ», «Мостурфлот», «Донинтурфлот», «Созвездие» и «ГАМА»), с ними в путешествие по рекам и озерам России отправилось совокупно около 300 тыс. туристов. На эти компании приходится более 60% всего российского рынка речных круизов. По прогнозам начала года, в 2023 г. общий круизный пассажиропоток должен был составить примерно 370 тыс. человек, и эти прогнозы явно превзойдены.

У игроков первого эшелона прирост составил около +20% год к году. Лидером в отрасли стала компания «ВодоходЪ», которая отправила в круизы 148 тыс. туристов, что на 23% больше, чем в 2022 г. Это исторический максимум по пассажиропотоку за 19 лет, близкие показатели были лишь в 2018 году, — тогда (с учетом иностранных туристов) он составил 133 185 человек.  

Рост пассажиропотока отмечают и другие круизные компании – в «Мостурфлоте» было перевезено туристов на 20% больше, чем в прошлом году, в «Созвездии» – на 12%.

Самый большой рост наблюдался у «Донинтурфлота» – практически в 2 раза. Правда, компания работает третий год на внутреннем российском рынке и в этом сезоне вывела весь свой флот в 10 судов (вместо 5 в прошлом году). Нижегородский круизный туроператор «ГАМА» зафиксировал турпоток примерно на уровне прошлого года.

В структуре спроса этого года на долю новых клиентов пришлось 40-50%,  а доля онлайн-бронирований составила чуть менее половины от всех покупок.

ОБЩАЯ ЗАГРУЗКА ТЕПЛОХОДОВ ОКАЗАЛАСЬ НИЖЕ ОЖИДАЕМОЙ

Несмотря на рекордный рост пассажиропотока, загрузка теплоходов все же не достигла уровня прошлого года, когда значительная часть рейсов заполнялась на 100%. В этом году найти свободную каюту можно было даже в высокий сезон.

В среднем загрузка бортов в этой навигации составила 75-85%, при этом часть компаний отмечает ее снижение на 2-3% год к году. В летний период теплоходы загружались на 80-90%.

Самым загруженным месяцем, по наблюдениям компании «ВодоходЪ», оказался август – 91%, а низкий сезон (с апреля по май) показал среднюю загрузку в 78%. По данным компании «Мостурфлот», лучше всего были загружены теплоходы двух разных классов – «люкс» и лоукостеры. Они показали среднюю загрузку в 80%.

Причиной некоторого снижения средней загрузки послужило преобладание предложения над спросом, поскольку в эту навигацию на реки России вышло на 16 теплоходов больше, что увеличило рынок предложений почти на 40 000 мест. При этом 15 новых судов вывели 5 топовых компаний, и 1 (реновированный теплоход «Борис Полевой») – менее крупная пермская компания «Волга Wolga».

«Учитывая подъем спроса в 2022 году на 30%, который сформировался в т.ч. благодаря программе кешбэка, наша компания вывела в навигацию 2023 года дополнительные теплоходы. Но, к сожалению, спрос на весенние и осенние круизы оказался ниже ожидаемого», – подчеркивает Светлана Гончарова, заместитель директора по развитию круизной компании «Мостурфлот». 

ПЕРМЬ НАБИРАЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ

Наиболее востребованные направления в этом году в целом не изменились – в топе запросов клиентов по-прежнему остаются круизы между Москвой и Санкт-Петербургом, в Казань и Астрахань, на Соловки, уникальные маршруты по Оке и круизы до Великого Новгорода.

Правда, есть и относительно новый тренд – туроператоры стали чаще называть среди популярных направлений Пермь.

Количество судозаходов в этот город в этом году действительно увеличилось на 40% – только компания «ВодоходЪ» совершила в этом сезоне 53 захода, а всего, по сообщению властей, в городе состоялось 195 судозаходов, на которых прибыло 49,2 тыс. туристов.

Стоит отметить, что этот год для Перми оказался юбилейным, поэтому в городе прошло много праздничных мероприятий, а набережная претерпела серьезную реконструкцию, став современной и удобной для приема круизных судов.

Власти не намерены останавливаться, и уже в ближайшее время планируется реконструкция порта Березники, откуда туристы могут отправиться в музей «Палаты Строгановых», а также продление круизного маршрута от Перми до Соликамска. Там в 2025 г. должен появиться причал у музея Сользавод.

БАЙКАЛУ УДЕЛЯЛОСЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

Особое внимание в этом году уделялось судоходству на озере Байкал – в течение года было несколько встреч, касающихся судоходства на озере, одна из которых прошла даже на уровне президента РФ.

Любопытно, что итоги навигации здесь немного отличаются от общей картины. Так, по данным компании «Истлэнд», которой принадлежит 2 топовых судна на Байкале («Империя» и «Александр Великий»), общая загрузка в этом году оказалась ниже, чем в прошлом. И если в 2022 г. теплоходы были заполнены на 90%, то в этом только на 80%.

Очевидно, здесь сказалась небольшая продолжительность судоходного сезона и цена круиза, средняя стоимость которого составляет 33 тыс. руб. за человека в сутки. Это выше, чем в среднем по отрасли, поэтому многие туристы отправляются в такое путешествие только раз в жизни.

Впрочем, варианты водных путешествий по Байкалу представлены не только классическими круизами. Компания «ВодоходЪ», например, выполняет экспедиционные круизы по Байкалу на судне на воздушной подушке «Бирюса». Их стоимость составляет уже 18 тыс. руб. на человека в день. За весь зимний и летний период судно сделало 31 тур, и количество пассажиров зимой выросло в 2023 на 113% по сравнению с 2022 г., а летом – на 8%.

Кстати, сейчас обе компании строят новые суда для Байкала. Это круизный теплоход проекта RPV 8714 на 144 пассажира для ГК «Истлэнд», и три гибридных круизных судна проекта «Байкал» по 68 пассажиров для компании «ВодоходЪ». Старт их навигации предположительно состоится в 2026 гг.

НОВЫЙ ТЕПЛОХОД И НОВЫЙ ИГРОК НА РЫНКЕ КРУИЗОВ

В этом году круизный рынок ждали серьезные новинки – судно «Золотое кольцо» круизной компании «ГАМА» и собственный круизный продукт компании FUN&SUN.

«Золотое кольцо» – это теплоход класса «премиум», который приступил к маршруту «Московская кругосветка». Его главная фишка – проход по центру Москвы от Северного Речного вокзала к Южному. Как отмечают в компании «ГАМА», средняя загрузка теплохода составила примерно 57%, что неплохо для судна, которое только что появилось на рынке.

Стартовали круизы из Москвы и Нижнего Новгорода, при этом спрос на круизы из Москвы был на 19% выше. Сейчас в компании достраивается второе судно этого же класса – «Аурум», которое выйдет в навигацию 2024 г.

Другой новостью стало появление еще одного круизного игрока – многопрофильного туроператора FUN&SUN, которая создала свой собственный круизный продукт на теплоходе «Нижний Новгород» в партнерстве с компанией «ВодоходЪ».

За этот сезон компания перевезла 4,5 тыс. человек, 98% из которых остались довольны своим путешествием, так что представители FUN&SUN оценивают свой старт как вполне успешный.

Более того, достаточно много туристов выбрали FUN&SUN CRUISE дважды, съездив, например, в короткое путешествие весной и в более длительное – летом.

На долю новичков, которые оказались в круизе впервые, пришлось 70-75% пассажиров, но при этом часть туристов уже были ранее клиентами компании и отдыхали в фирменных отелях FUN&SUN.

На следующий год FUN&SUN планирует перевезти около 6,5 тыс. человек за счет увеличения количества круизов.

ДРУГИЕ НОВИНКИ, КОТОРЫЕ СКОРЕЕ ВСЕГО ПЕРЕЙДУТ В НАВИГАЦИЮ 2024 ГОДА

Одной из важных новинок этого года стало появление новых круизных маршрутов. Так, теплоход компании «ВодоходЪ» «Мустай Карим» впервые зашел в этом году в Выборг. Всего им было выполнено 5 рейсов, на которых путешествовали 1200 туристов. Напомним, что «Мустай Карим» – единственное круизное судно, которое имеет разрешение для прохождения по Финскому заливу до Выборга.

Новую акваторию освоила и компания «Созвездие», переведя теплоход «Северная сказка» в регион рек Обь и Иртыш. Теплоход, который теперь стал самым большим круизных судном в истории в этой части России, работал на 10-дневном маршруте Сургут – Салехард – Тобольск («От тайги до Полярного круга»).

Появилось и новая круизная остановка в Юрьевце. Там, после реконструкции дамбы и ремонта набережной впервые за 13 лет снова начали принимать круизные лайнеры. Всего за сезон в Юрьевце было порядка 30 судозаходов, 15 из которых сделала компания «ВодоходЪ».

Также новый плавучий причал появился в Таганроге. Компания «ВодоходЪ» в этом году сделала туда 3 судозахода, привезя в город 382 туриста. На следующий год в Таганроге ждут значительно больше круизных кораблей, что вполне осуществимо – «Донинтурфлот», например, уже запланировал посетить этот город в 2024 г.

Увеличилось и количество наиболее комфортабельных судов в регионах – из Казани в рамках проекта «Великий Волжский путь» начал ходить теплоход «В. Суриков» компании «Мостурфлот», а компания «ВодоходЪ» вывела под Пермский регион теплоход «Виссарион Белинский», который осуществил из столицы Прикамья в 3 раза больше рейсов, чем в 2022 году.

Дополнительно «ВодоходЪ» организовал трансфер из Екатеринбурга в Пермь и добавил новую экскурсионную программу «Урал+ до круиза» и «Урал+ после круиза». 

Байкал также не остался в стороне – компания «ВодоходЪ» предложила в этом году новую концепцию «Байкал Актив», которая сочетает в себе длительные пешеходные прогулки, труднодоступные локации, байкальскую кухню и комфортное размещение в глэмпинге. А компания «Истлэнд» протестировала этнокруиз с Бурятией с заходом в Северобайкальск, который будет дорабатываться и предлагаться уже в следующем сезоне.

УДАЛОСЬ ЛИ КРУИЗНЫМ КОМПАНИЯМ ЗАРАБОТАТЬ

Как сообщили «Вестнику АТОР» эксперты отрасли, финансовая выручка в этом году, безусловно, выросла. По разным компаниям этот прирост составил 23-33% по отношению к прошлому году. Но и расходы тоже оказались высокими.

В частности, негативно на финансовый результат повлиял значительный подъем стоимости топлива во второй половине июля, – он составил примерно +47%. А, учитывая обязательные расходы на подготовку судов, запчасти, закупку материалов и, безусловно, снабжение кораблей продуктами на местах, итоговая прибыль оказалась в целом по рынку меньше ожидаемой.

Компании признают, что скорректировать эту разницу они смогут только через повышение стоимости круизов на следующий год. Уже сейчас, в период раннего бронирования, цены выросли на 5% по сравнению с 2022 годом, а по мере приближения новой навигации и в соответствии с динамикой спроса, подъем может дойти и до 15%.

СТОИМОСТЬ КРУИЗОВ В 2023 ГОДУ И БОЛЬШОЙ РАЗБРОС В «ЛЮКСЕ»

Стоимость круизов этого года почти не отличалась от 2022 г. и зависела от класса теплохода.

В относительно недорогом сегменте в этом году работала компания «ГАМА» – на большинстве ее  теплоходов круизодень начинался от 4 800 до 7 тыс. руб. на человека; компания «Мостурфлот» – ее лоукостеры стоили от 5 тыс. руб. на человека в день, а также компания «ВодоходЪ» – круиз в классе Водоход начинался от 8 тыс. руб. в день, в классе Водоход.Лайт – от 9 тыс. руб. в день.

Средний ценовой сегмент можно было найти у компании «Донинтурфлот» – 12-14 тыс. руб. на человека в день, и у компании «ВодоходЪ» – от 12 тыс. руб. за человека в классе Водоход.Премиум. Также в этой ценовой категории работала и компания FUN&SUN, которая делала в этом году собственный круизный продукт FSCruise – его стоимость составляла 11-12 тыс. руб. на человека в сутки.

Стоимость отдыха уровня «люкс» достаточно сильно зависела от компании. Так, самый доступный люксовый сегмент оказался у компании «ГАМА» – цена на новый люксовый теплоход «Золотое кольцо» начиналась в этом году от 9 300 руб. на человека в день. Второй стала компания «Мостурфлот» – ее круизодень на люксовых теплоходах стоил от 13,5 тыс. руб. на человека.

Самым же дорогим «люксом» стали круизы высокого уровня компании «ВодоходЪ» – стоимость каюты топового теплохода «Мустай Карим» начиналась в этом году от 20 тыс. руб. на человека в день, а стоимость путешествия по программе «Енисейская экспедиция» на теплоходе «Максим Горький» – от 47 тыс. руб. на человека в день.

Ольга Пегасова