На успехи российской авиации обратили внимание зарубежные СМИ. Поддержка отрасли обходится государству в 1,1 трлн рублей.

Сразу три российские авиакомпании объявили об урегулировании взаимоотношений с лизингодателями и страховыми компаниями, «очистив» таким образом 92 самолета. Новость не прошла незамеченной: на крупное событие обратили внимание ведущие мировые СМИ. Несмотря на своеобразную риторику повествования, им пришлось признать успех российской стороны. Правда, по подсчетам независимых аналитиков, правительству это стоило 1,1 трлн рублей.

Авиакомпании S7, «Уральские Авиалинии» и «Аэрофлот» объявили в пятницу, 22 декабря, об урегулировании вопросов относительно лизинга воздушных судов с зарубежными лессорами. Прекращены требования в отношении 28 самолетов группы «Аэрофлот». «Уральские авиалинии» «очистили» 19 Airbus, а S7 – 45 среднемагистральных самолетов (почти 50% флота). Вопросы с зарубежными страховыми также решены.

Теоретически это означает, что эти самолеты смогут выполнять полеты в некоторые зарубежные страны. В частности, «Уральские авиалинии» уже объявили, что будут летать из Иркутска в Бангкок.

На фоне этих событий интересны публикации в зарубежных СМИ, которые отмечают, что поддержка российских авиакомпаний влетает правительству России в копеечку.

«Как и весь остальной мир, российские авиакомпании в значительной степени полагаются на самолеты Boeing и Airbus. Но поскольку оба производителя ушли из страны и перестали поставлять в Россию запчасти, пришлось искать другие способы поддержания авиационной связанности. И за это приходится платить», – пишет одно из ведущих мировых авиационных изданий Simple Flying.

РОССИЯ ТРАТИТ НА АВИАЦИЮ БОЛЕЕ 1 ТРЛН РУБЛЕЙ

А сколько именно платить – подсчитало агентство Reuters. И пришло к цифре $12 млрд (то есть в 1,1 трлн рублей), потраченных на авиацию с февраля 2022 года.

Ранее мы приводили намного более скромные прогнозы. Однако эксперты Reuters, судя по всему, в свой расчет включили абсолютно все затраты. Включая те, которые имеют мало отношения к нынешнему авиационному кризису. Например, в списке фигурирует «компенсация авиакомпаниям убытков от резкого роста цен на авиатопливо».

Судя по всему, учтены также суммы, заложенные на финансирование за счет средств ФНБ программы развития авиапрома  – более 710 млрд рублей по подсчетам издания. Если речь именно о самолетостроении, то выделяться они будут не одномоментно. С наибольшей вероятностью речь идет о расходах, заложенных вплоть до 2030 года и не столько о «поддержке имеющейся» авиации, сколько все же о «создании новой».

Вместе с тем, зарубежные издания не преминули отметить возросшее количество авиационных происшествий в стране и «серые» схемы поставки авиационных запчастей. Забыв при этом упомянуть, что запчасти «по серой схеме»  – это куда больше, чем полное отсутствие необходимых узлов и агрегатов, на которое рассчитывали, вводя санкции.

То есть вопреки всем ожиданиям, деньги на авиацию нашлись, самолеты продолжили летать, а отношения с «непреклонными» лизингодателями (которые, хочется верить, в первую очередь ориентированны на взаимовыгодное урегулирование бизнес-процессов) удалось в итоге выстроить.

Озвучены российскими властями и планы построить к 2030 году более 1000 отечественных самолетов. Но это уже совсем другая история.

Екатерина Тропова