В 2023 году не все авиакомпании смогли извлечь выгоду из постпандемийного туристического бума. Более десятка перевозчиков обанкротилось. Рекордсменом стала американская Red Way, которая свернула деятельность всего через три месяца после запуска рейсов.
Несмотря на туристический бум и восстановление объема перевозок в разных регионах мира, в 2023 году авиакомпании банкротились.
Первой авиакомпанией, прекратившей свою деятельность в 2023 году, стала Flybe. Британская авиакомпания подала заявление о банкротстве в конце января – всего через 290 дней после своего последнего банкротства и последующего поглощения американским хедж-фондом. В феврале попрощалась с рынком и норвежская Flyr, основанная 2020 году. Пандемия, резкий рост цен на топливо и возросшая конкуренция сделали этот проект нерентабельным.
Не выдержала конкуренции и Niceair из Исландии, которая «встала на крыло» только в 2022 году. Она летала из Германии в город Акюрейри на севере Исландии, но прекратила полеты в марте прошлого года и подала заявление о банкротстве в конце апреля из-за конфликта по аренде самолетов с авиакомпанией HiFlyMalta.
Еще одно банкротство произошло на севере Европы в октябре 2023 года. Шведская Novair, которая специализировалась на чартерной перевозке, не нашла новых партнеров-туроператоров и предпочла уйти с рынка.
КАКИЕ АВИАКОМПАНИИ ПРЕКРАТИЛИ ПОЛЕТЫ В ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
Шесть авиаперевозчиков обанкротились в минувшем году в Северной и Южной Америке. Мексиканская Aeromar, которая обслуживала 21 популярный туристический маршрут в стране, летала в американский штат Техас и в столицу Кубы Гавану, была вынуждена прекратить деятельность из-за долгов, накопившихся в пандемию.
Колумбийская Ultra Air просуществовала не больше года. У лоукостера с шестью самолетами были большие планы, включая маршруты в соседние страны. Но ничего не вышло: операционные расходы перекрыли прибыль. В конце февраля о прекращении работы из-за экономических проблем объявила и Viva Air, на которую приходилось 15% рынка авиаперевозок в Колумбии. Ее судьбу повторила и перуанская «дочка» Viva Air Peru.
В конце сентября последовало банкротство Air Guyane, регионального перевозчика во Французской Гвиане. Причины все те же: большие долги, которые скопились во время простоя в период пандемии.
Самой короткой «продолжительность жизни» в 2023 году оказалась у авиакомпании Red Way из американского штата Небраска. Всего через три месяца после первого полета ее деятельность была остановлена. Перевозчик эксплуатировал два арендованных самолета, и по истечении срока этого контракта не смог его продлить и найти новых партнеров.
ДВА АФРИКАНСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКА ТАКЖЕ УШЛИ С РЫНКА
Нигерийская авиакомпания Azman Air эксплуатировала семь самолетов с 2010 года, в основном на внутренних маршрутах. Но в августе 2023 года у перевозчика отозвали лицензию из-за несоблюдения правил безопасности, и он подал на банкротство.
Драматичной оказалась история тунисской Syphax Airlines, которую признали банкротом в конце 2023 года. По данным СМИ, этому предшествовал арест управляющего директора Мохамеда Фрихи. Когда его счета также были заморожены, важный стратегический партнер ушел вместе с авиапарком.
Елена Мягкова