В мировых СМИ активно обсуждают «индийские Мальдивы» – Лакшадвипские острова. Индийское правительство призывает своих граждан отдыхать именно там и бойкотировать Мальдивы настоящие. Выяснили, что представляют собой Лакшадвипские острова, действительно ли они могут заменить Мальдивы и возможно ли там активное развитие туризма.
На прошлой неделе премьер-министр Индии Нарендра Моди опубликовал в соцсетях свою фотосессию на Лакшадвипских островах. Задача фотографий – привлечь на острова, позиционируемые как «индийские Мальдивы», внутренних туристов. На высказывания премьер-министра остро отреагировали в правительстве Мальдивских островов, несколько представителей правительства сделали оскорбительные высказывания в сторону Моди.
Лакшадвип. Фото из сети Х (бывший Твиттер) премьер-министра Индии Нарендры Моди
Конфликт вылился в призывы к индийским туристам бойкотировать Мальдивские острова.
В местных СМИ сообщается, что тысячи индийских путешественников отменили поездки на Мальдивы, а известный индийский сайт бронирования путешествий Ease My Trip объявил, что приостанавливает бронирование авиабилетов из Индии на Мальдивы.
Некоторые турагентства в Индии говорят, что они отменяют бронирования на Мальдивы, удаляют со своих веб-сайтов фотографии и рекомендуют путешественникам вместо этого отправиться на острова индийского архипелага Лакшадвип, Андаманские острова, Никобарские острова или на Шри-Ланку, сообщает India Express.
Для Мальдивского туристического сектора потеря индийских туристов может стать критической. Сейчас Индия – первый по объемам поставщик туристов на Мальдивы, и Мальдивская ассоциация туроператоров (MATATO) во вторник призвала приложение-агрегатор путешествий Ease My Trip вновь открыть бронирование авиабилетов в это островное государство. В организации сказали, что заявления министров «не отражают настроения мальдивцев в целом» и подчеркнули потребность в индийских туристах, назвав их «незаменимой силой в успехе мальдивского туристического сектора, оказывающей жизненно важную поддержку гостевым домам и малым и средним предприятиям…».
Наблюдатели видят глубинные корни конфликта в геополитике, а именно в индийско-китайских разногласиях. С Китаем у Мальдив еще с 2010-х годов сложились очень близкие и хорошие отношения (китайский бизнес активно инвестирует в экономику страны, Мальдивы присоединились в 2014 году к китайской инициативе «Пояс и Путь», в Мале построили полуторакилометровый «Мост дружбы с Китаем» и др.).
После того как избранный в прошлом году президент Мальдив Мохаммед Муиззу провел свою кампанию под лозунгом «Индия вне игры», а для своего первого официального визита выбрал вопреки традиции не Индию, а Китай, в Индии многие уже прямо стали говорить о том, что Мальдивы «вошли в китайскую сферу влияния». И, естественно, Индии, расположенной рядом с Мальдивами и исторически имеющей трения с Китаем (есть, в том числе, неурегулированные пограничные вопросы) все это не слишком нравится.
Кстати, президент Мальдив в пику Индии уже призвал Китай «активизировать усилия» по отправке большего количества туристов в его страну на фоне волны аннулирования бронирований индийскими туристами.
Напомним, что до пандемии Китай был безусловным лидером по турпотоку на Мальдивы. По результатам 2023 года китайский турпоток, несмотря на позднее открытие выездного туризма из КНР, уже почти догнал по объемам российский и индийский (187 тысяч китайских туристов и по 209 тысяч у Индии и России). Хотя до цифр 2019 года (284 тысячи туристов) Китаю еще далеко, в 2024 году допандемийный уровень турпотока вполне может быть достигнут.
КАК ВЫГЛЯДЯТ ЛАКШАДВИПЫ
Вся эта ситуация, широко освещаемая СМИ, привлекла внимание к Лакшадвипам не только индийцев, но и всего мира. Многие благодаря конфликту Индии и Мальдив вообще впервые услышали об «индийских Мальдивах».
Как рассказывают российские туроператоры, место действительно очень красивое, а природа и правда напоминает природу Мальдивских островов.
«В 300 км от побережья Кералы, в Аравийском море, находятся архипелаг из 36 коралловых островов с белоснежными пляжами и кокосовыми рощами. Лакшадвипские острова настолько прекрасны, насколько может быть прекрасен практически необитаемый тропический рай. Из 36 островов обитаемы только 11, и только на некоторые из них пускают иностранцев. Но главная привлекательность Лакшадвип – это 4200 кв. км нетронутых лагун, коралловых рифов и теплых вод архипелага», – рассказывают в компании ПАКС.
Экосистема островов знаменита своим биоразнообразием. Здесь есть живые кораллы, огромное количество разнообразных рыб, несколько видов акул, черепахи, барракуды, скаты, морские ежи, леопардовые мурены. Здесь можно заниматься дайвингом, рыбной ловлей, парусным спортом и серфингом. Те, кто хочет почувствовать себя дайвером-археологом, может исследовать затонувший 200 лет назад у одного из островов галеон.
Лакшадвип. Фото из сети Х (бывший Твиттер) премьер-министра Индии Нарендры Моди
«С Мальдивами Лакшадвипы роднит коралловое происхождение островов, и как результат – «фирменный» белый песок и «баунти»-пейзажи. Сезонность здесь выражена так же: муссонное лето и комфортная зима. Это довольно крупные острова, и здесь нет такого большого числа мелких атоллов, где можно разместить изолированные резорты в формате «один остров – один отель». По этому формату они больше похожи на Сейшелы, чем на Мальдивы», – говорят в компании Space Travel.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТУРИНДУСТРИЯ НА ЛАКШАДВИПАХ
Но вся эта красота очень труднодоступна, отмечают эксперты.
«Самостоятельно, дикарем, просто так посетить острова почти невозможно. Только при условии заранее забронированного размещения и оформлении специальных «пермитов» (разрешений на посещение)», – отмечают эксперты ПАКС.
Основные острова, куда пускают туристов на Лакшадвипах – Кадмат, Банаграм, Агатти, Каваратти. Но ждать «мальдивского размаха» здесь не стоит.
«В основном вся отельная база сосредоточена на острове Агатти. Но это всего несколько гестхаусов и отелей с бунгало. Также есть единичные отели на нескольких соседних обитаемых островах, но это совсем не тот формат, какой знаком туристам по Мальдивам, когда один резорт занимает один необитаемый остров целиком. Это именно небольшие объекты на обитаемых островах», – поясняют в Space Travel.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ЛАКШАДВИПСКИХ ОСТРОВОВ
Добраться до Лакшадвипских островов можно на корабле или самолете.
«Самолеты летают из Мумбаи и Кочинa, а также из Калькутты в сезон. Поездка на корабле занимает около 18–20 часов и доступна из Кочинa», – говорят в компании «Русский Экспресс».
Небольшой аэродром находится на острове Агатти, он способен принимать только узкофюзеляжные суда. Сейчас сюда прибывает один рейс в день из материкового Кочина. Это турбовинтовой ATR-72 емкостью 76 кресел.
Более крупные ВС, такие как Boeing 737 или Airbus A320 сюда вообще не могут прилететь из-за недостаточной длины ВПП. А увеличить ее можно только насыпав дополнительную территорию.
КТО ОТДЫХАЕТ СЕЙЧАС НА ЛАКШАДВИПАХ
Основной процент отдыхающих на островах – туристы с материковой части Индии. Существующая, весьма небольшая, туристическая инфраструктура островов «заточена» под внутренний индийский рынок. О массовом туризме, тем более иностранном, здесь пока говорить не приходится.
«Российских туристов на островах очень мало, но они есть», – говорят в «Русском Экспрессе». Российские и европейские туристы чаще попадают на Лакшадвипы на яхтах.
В «Русском Экспрессе» и Space Travel рассказали, что готовые туры на Лакшадвипы из России не формируются, но туроператоры готовы рассчитать их под индивидуальный запрос.
«Местные отели еще не полностью наладили механизмы бронирования. Многие отели не публикуют тарифы в открытом доступе, а брони принимают через WhatsApp и другие мессенджеры. Однако наши индийские партнеры готовы организовывать прием туристов и в этом живописном месте», – говорят в Space Travel.
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ЛАКШАДВИПАХ ПОТРЕБУЕТСЯ ВРЕМЯ И РЕСУРСЫ
Перспективы, пусть и долгосрочные, у направления есть.
«Лакшадвипские острова с точки зрения международного туризма – непаханое поле. Для того, чтобы реализовать потенциал этого, безусловно, очень интересного направления, нужно сделать очень много на земле: расширить аэропорт, построить новые отели, наладить логистику между островами», – считают в Space Travel.
Сейчас острова связаны между собой только паромным сообщением (только 10 островов из 36 них имеют пристани и между ними ходят паромы), а нужно развивать сеть гидросамолетов и спидботов, как это сделано на Мальдивах.
«Словом, вывести Лакшадвиские острова на международный уровень – это посильная задача, но на нее потребуются годы работы и миллиардные инвестиции», – отмечают эксперты. Пока что это не замена Мальдивам.
Один из главных источников дохода островов сейчас – не туризм, а выращивание и переработка кокосовых орехов. Здесь также хорошо развиты местные ремесла и производство деревянных изделий, что может стать хорошей базой для производства сувениров.
Анна Бирюкова