«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» – ВЫРУЧКА И ПРИБЫЛЬ. О НАБОЛЕВШЕМ ДЛЯ ОТЕЛЬЕРОВ.

На стратегической сессии Российского Союза Туриндустрии (РСТ) по вопросам гостиничной туристической инфраструктуры 7 февраля речь, как на врачебном консилиуме, шла о больном, точнее, о наболевшем для отельеров.

Прямо чеховский сюжет разворачивается на гостиничном рынке России. «Толстый» (выручка) только что пообедал, его губы «лоснились, как спелые вишни, пахло от него хересом и флер-д’оранжем». От «тонкого» (прибыль), навьюченного вещами, «пахло… ветчиной и кофейной гущей»… Сам он съёжился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Но они были друзьями детства, учились в одной гимназии…

Разумеется, у коллективных средств размещения, как у медали, как и у любого бизнеса, две стороны – доходы и расходы.

Отрадно, что в 2023 году рост средней стоимости номера опережал темпы инфляции. Но, по данным Hotel Advisors, за январь-август 2023 года этот показатель по всем городам России вырос на 10,9% относительно января-августа 2022-го, а нем временем, расходы отельеров – в среднем по России – выросли на 17%. Рентабельность бизнеса в результате снизилась.

«В 2024 году позитивная динамика, вероятно, сохранится, но дальше оптимизм иссякает, – сообщил Сергей Данильченко, руководитель Hotel Advisors, участниками традиционного ежегодного «саммита», «созванного» компанией в Санкт-Петербурге 26 января – Можно ожидать, что 2024 год станет пиком, после которого будет стагнация или изменение ситуации на нисходящий тренд» (см. репортаж).

Алексей Мусакин, руководитель Комитета РСТ по инфраструктурным проектам, выступая на стратегической сессии сообщил, что длительность пребывания туристов в гостиницах России сократилась с 4,9 до 3,9 дней и одновременно выросло их число с 64 млн до 77,8 млн в 2023 году. То есть, гости чаще сменяются, что влечет дополнительные расходы на обслуживание номеров. Растет нагрузка и на персонал, а значит, и растут и расходы на оплату труда.

С санкуром ситуация еще хуже – не обрадовал Алексей Мусакин. По данным Росстата – там и выручка упала в 2023 году – со 195 млрд. до 186 млрд. рублей.

«По валовой операционной прибыли убыток идет 3-4%, – рассказал спикер. – С 12 дней пребывание в санаториях сократилось до 10,3 дней. При этом в среднем на номер стало не 1,5 человека, как прежде, а 1,8-2,0. Отсюда рост людей, побывавших в санаториях в 2023 году. И отсюда рост расходов на обслуживание этих гостей».

Андрей Уманский, Председатель совета директоров управляющей компании «Арбат Отель Менеджмент», сказал, что считает перспективным введение долевого финансирования частными лицами гостиничного строительства. (Не только же одним апарт-отелям пользоваться аналогичным методом).

Снижение рентабельности усугубляется галопирующим дефицитом кадров. Число вакансий, размещенных отельерами на популярных кадровых сервисах (и в социальных сетях), растет, а количество резюме – сдувается.

С января по середину октября 2023 года российские работодатели разместили на hh.ru более 600 тысяч вакансий в сфере туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса. Это на 40% больше, чем за то же время годом раньше – привел данные Алексей Мусакин.

При этом резко изменилось соотношение числа вакансий и соискателей: «В сентябре 2023 года наша сфера выставила на 47% больше вакансий, чем в том же месяце 2022 года, однако число присылаемых резюме стало на 17% меньше, чем год назад, – продолжил спикер. – В среднем на одну вакансию у нас сейчас откликается около трех человек. Но нормой на рынке труда считается, когда на одно предложение о работе поступает 5-6 резюме. В этом случае у работодателей есть адекватный выбор, а соискатели не чувствуют острой борьбы за рабочие места, но при этом стараются быть конкурентоспособными».

Одна из причин такого удручающего положения дел – прискорбно низкий уровень заработной платы в индустрии гостеприимства. В августе 2022 года средняя зарплата в сфере гостеприимства составляла в целом по стране 34 тысяч рублей при ожиданиях соискателей, минимум, в 45 тысяч рублей (а на самом деле – куда больше! – см. например, слова на этот счет Алексея Макарова, руководителя УК «Станция», на конференции «БОРТТ-2024»).

Участники стратегической сессии РСТ констатировали, что ситуация с кадрами вряд ли улучшится в ближайшее время. Дефицит будет нарастать, как и стоимость привлечения кандидатов в отрасль, особенно учитывая планы правительства по увеличению внутреннего турпотока к 2030 году вдвое по сравнению с показателями 2022 года.

В Минэкономразвития считают, что до 2030 года сфере гостеприимства потребуется около 400 тысяч новых сотрудников.

Партнер компании Commonwealth Марина Мережко указала на сложность ситуации с региональными проектами, ведь они оказываются особенно в невыгодной позиции, поскольку для привлечения персонала на работу в удаленные локации отельерам придется нести не только дополнительные расходы на создание инфраструктуры для персонала, но и предлагать более высокие оклады.

«Уже сейчас расходы на персонал могут составлять до 40% всех расходов туристических кластеров. А в ситуации недостатка персонала расходы могут дополнительно вырасти, что негативно скажется на инвестиционных показателях проектов и их возможностях обслуживать кредит», – отметила эксперт.

Назрела острая необходимость в выработке новых путей привлечения, адаптации, мотивации и удержания персонала в сфере гостеприимства, а также противодействия выгоранию активных сотрудников. Для поиска рабочих решений в этом направлении в Санкт-Петербурге 5 марта впервые организуется – при поддержке TravelLine, Libra Hospitality, консалтинговой компании 5-Star Business Academy и Hotelier.pro – стратегическая сессия «ЛоВ – Лояльность и Вовлеченность» (см. программу страт. сессии).

Лояльность и вовлеченность – это действенный не монетарный фактор, что прямо и существенно влияют и на выручку, и на прибыль коллективных средств размещения.

Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.