Однако «рекорд» может быть связан с методикой расчета
В первые месяцы этого года резко выросла цена билетов на перелеты в экономклассе, следует из данных Росстата. Так, если в январе подорожание составило 33,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то в феврале – уже 42%, достигнув 7244 руб. за 1 тыс. километров пути. И это, как отмечает РБК, оказалось рекордным показателем с 2008 года. Например, в феврале прошлого года цены выросли куда менее заметно – на 6,2%. А в предыдущие годы увеличивались примерно на 1–2%.
Кроме Росстата, о резком повышении цен в начале года заявили и в агрегаторах, причем динамика оказалась похожей. По данным сервиса «Яндекс.Путешествия», в январе и феврале стоимость билетов туда и обратно выросла на 39 и 42% – до 11,6 и 12,77 тыс. руб. соответственно. А в марте в продаже находятся билеты, которые на 50% дороже прошлогодних. Наиболее подорожавшие направления – Барнаул, Грозный, Благовещенск, Мурманск и Улан-Удэ. Впрочем, как отметили представители агрегатора, есть города, куда полет подешевел, например Владикавказ.
Подтвердили рост цен на полеты в экономклассе и в авиакомпаниях, в частности в Smartavia. Председатель совета директоров холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин в комментарии TourDom.ru также отметил, что подорожание трудно отрицать. По его словам, едва ли не главную роль в этом сыграло сокращение субсидий авиакомпаний. «Если в 2022 году на субсидирование по всем программам было выделено 172 млрд руб, в 2023-м – 54 млрд, то в этом году – 25 млрд руб.», – привел пример эксперт. Кроме того, на 45% выросла стоимость авиационного керосина, увеличились аэропортовые сборы, выросли издержки перевозчиков из-за снижения курса рубля, значительно дороже сейчас обходятся запчасти для самолетов, которые приходится завозить по параллельному импорту. Не следует забывать и про инфляцию.
При этом, как считает Дмитрий Горин, говоря о конкретных показателях роста цен, методологию расчета тарифов нужно синхронизировать между ведомствами. Сейчас она отличается у Росстата, Минтранса и ФАС, что не может позитивно отражаться на управленческих решениях. Например, на совещании в Минэкономразвития в начале марта Росстат и Минтранс представили совершенно разные данные о динамике цен в 2023 году. У статистического ведомства рост составил 22%, у транспортного – 5%. Вероятно, в обозримой перспективе должна появиться единая методика. Причем она будет основана на инструментарии Минтранса, который, по мнению специалистов, выглядит более объективным, в то время как методика Росстата зачастую вызывает недоумение участников рынка из-за своей трудоемкости – часть данных по старинке собирается вручную.