Об амбициозных планах города в сфере туризма рассказал в своем блоге 30 апреля мэр Москвы Сергей Собянин. Мэр отметил, что стремительный рост туризма – одна из важнейших тенденций развития современной Москвы. В 2011-2019 гг. среднегодовой темп увеличения турпотока в город составлял рекордные 7,2% – в полтора раза больше, чем в мире в целом (4,6%).
Пик туризма пришелся на 2019 год, когда Москва приняла 25,1 млн гостей, из них 5,7 млн из-за рубежа. Вместе с туристами в город пришли огромные дополнительные доходы и рабочие места. В том же 2019 году объем туристского потребления составил 1 073 млрд. рублей, а доля туризма в ВРП столицы достигла исторического максимума – 5,3%. В бюджет Москвы поступило 147 млрд. рублей налогов.
Но затем в город пожаловали незваные «гости»: сначала COVID-19, потом беспрецедентные санкции. Однако, спровадив незваных гостей, Москва уже в 2023 году приняла 24,5 млн туристов, т. е. турпоток вплотную приблизился к рекордному уровню 2019 года, а в 2024 году этот рубеж может быть превзойден (тем более, что количество внутренних туристов в Москве в 2023 году (22,2 млн) уже оказалось выше доковидного показателя).
По программе развития туризма Москвы до 2030 года планируется, что на долю Москвы придется 35-40% общего числа туристов в России – 52 млн человек к 2030 году (т.е. их станет более, чем в два раза, чем сейчас).
Кроме того, город намерен ежегодно принимать около 20 млн экскурсантов – гостей, приезжающих в город без ночевки на один день.
При этом на презентации туристического потенциала Москвы в петербургском общественном пространстве «Ленполиграфмаш» 26 апреля Сергей Белик, руководитель дирекции аналитики и исследований АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы», обратил внимание, что первое место по вкладу во внутренний турпоток Москвы занимают жители Санкт-Петербурга (см. материал) – практически каждый пятнадцатый гость Москвы приезжает из Санкт-Петербурга.
Со своей стороны, Москва генерирует мощный турпоток в другие регионы – на москвичей приходится самый большой процент туристов из всех, путешествующих по России.
Туриндустрия укрепит свои позиции как один из драйверов развития экономики Москвы – уверен мэр. По предварительным оценкам экспертов, выручка отрасли вырастет в 2,7 раза, до 3,6 трлн рублей. Вклад в ВРП города увеличится до 8%, а объем «туристических денег» в доходной части бюджета – до 500 млрд. рублей.
Инфографика с сайта sobyanin.ru
«Опора на внутренний туризм – не конъюнктурное решение, – подчеркнул Сергей Собянин. – Его развитие будет нашим вкладом в укрепление связей и дружбы между жителями разных регионов нашей необъятной Родины. И, как показывает мировой опыт, внутренний туризм гораздо более устойчив к различным колебаниям экономической и политической конъюнктуры».
Вместе с тем, Москва продолжит создавать благоприятные условия для въездного туризма. Город планирует, что в 2030 году число иностранных туристов достигнет 6 млн человек, в основном – из стран СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и других частей света.
Однако, как видно, из приводимых показателей, и в 2030 году доля иностранных гостей в городе не будет превышать 10% (в то время как в 2019 году их доля составляла порядка 23%).
На чем базируется туристическая стратегия и уверенность Москвы в лидерстве в турпотоках?
Прежде всего, на хорошей транспортной доступности города, конечно.
На упомянутой уже выше презентации турпотенциала Москвы в Санкт-Петербурге Анна Нефедова, и.о. заместителя генерального директора АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы», привела инфографику, иллюстрирующую Москву как транспортный хаб.
«Росту турпотока будет способствовать развитие рельсового каркаса Центрального транспортного узла, а также создание сети высокоскоростных железнодорожных магистралей, начиная с маршрута Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург», – отметил Сергей Собянин.
Далее, Москва располагает мощной и разнообразной гостиничной базой, и эта база все увеличивается.
При этом 2024 год на гостиничном рынке Москвы будет примечателен тем, что собственники вынуждены открыть в Москве целую когорту новых отелей – см. публикацию на Hotelier.pro.
Hotelier.pro также рассказал о воплощении mysлей о скандинавском комфорте в Москве, раскрыл формулу успеха апарт-отеля в городе, рассмотрел конференц-возможности столичного отеля и поведал о приходе в Москву крупного и известного арабского гостиничного бренда.
Москва – это еще и комфортный зеленый мегаполис, в котором более 900 разнообразных парков и скверов, напомнил мэр города. Москва – город-курорт, где к традиционным местам отдыха у воды добавляются новые пляжные зоны с бассейнами в парках, на фестивальных площадках.
Подробная аргументация в пользу позиционирования Москвы как города-курорта прозвучала на масштабной отраслевой конференции, организованной Комитетом по туризму Москвы, в выступлении Ольги Нечаевой, начальника Управления программно-целевого планирования Комитета – см. Публикацию на Hotelier.pro.
Для званных гостей Москва к тому же проводит целый ряд масштабных акций и мероприятий – таких, как «Московское чаепитие», например, (с участием отельеров города) и «Усадьбы Москвы».
Таким образом, несмотря на то, что трендом стал интерес россиян к новым, зачастую небольшим туристическим направлениям, Москва рассчитывает удержать и нарастить турпоток в мегаполис, предъявляя весомые аргументы в пользу этого.