Отели Сочи пять звезд: туда приходится нанимать сотрудников из других регионов

С какими проблемами сталкиваются отельеры при запуске крупных объектов

Управляющая компания Mantera подтвердила планы запуска нового люксового отеля в Сочи под собственным брендом на берегу Черного моря. Он получил название Mantera Supreme 5*, включает 720 номеров и расположен вблизи Олимпийского парка на федеральной территории Сириус. Как рассказали журналистам на пресс-бранче 23 мая, а в июле объект будет полностью сдан в эксплуатацию. На данный момент запущен конгресс центр на 1320 мест, а также наполнены бассейны – их 11. Вода поступает из моря с глубины 180 м. Предусмотрен подогрев, чтобы «у гостей было полное ощущение эксклюзивного морского курорта». «В техническом режиме отель будет работать с лета, первое событие состоится в августе, а торжественное открытие – до конца года», – пообещал гендиректор Mantera Вадим Трукшин. «Это будущая звезда курорта», – сказал он журналистам.

Кроме того, в Сочи туристов уже принимает отель Mantera Resort & Congress, ранее находившийся под управлением Radisson, развиваются и другие объекты.

Для всех проектов требуется большое количество персонала. Только лишь в одном «Сочи Парк Отеле» трудится 1500 человек, сопоставимый по численности коллектив будет и в Mantera Supreme. В связи с этим Mantera запустила собственную платформу для обучения сотрудников и уже построила два кампуса на 300–400 человек.  Корреспондент TourDom.ru поинтересовался, как сказались на работе компании ограничения, вступившие в силу в Краснодарском крае с января. Под угрозой штрафа там теперь запрещено брать на работу иностранных сотрудников с патентами. Это касается практически всех сфер, в том числе и гостеприимства. 

Для того чтобы компенсировать дефицит, приходится приглашать людей из других регионов России. А это дорого. Чтобы завезти в Сочи сотрудника, надо или построить для него жилье на дорогой земле или арендовать его. Кроме того, россиянин приходит работать на другие деньги. И в конечном итоге все эти затраты приходится закладывать в стоимость номера.

По словам Трукшина, вместо запрета на найм иностранного персонала лучше создать правила, регламентирующие эту сферу, так как мигранты, работающие на стройках и в сфере гостеприимства, – это разные люди. Компании пришлось расстаться примерно с 10% сотрудников, причем это были квалифицированные специалисты, владеющие не только русским языком, но и английским – они работали на ресепшен. Теперь они трудоустроились в Южной Корее. 

Причем не все участники рынка столь законопослушны: по словам Трукшина, есть те, кто продолжает работать с мигрантами и находит варианты как обходить ограничения.

Mantera в силу масштабов бизнеса может себе позволить идти по другому пути – она запустила программу обучения и привлечения сотрудников, обеспечивает их жильем. Однако это имеет побочные последствия. «Мы работаем с вузами в разных городах, основная масса сотрудников у нас из регионов севернее Воронежа и восточнее Екатеринбурга. Мы забираем их оттуда, и они не возвращаются. Человек поработал 2 года, женился и всё – добро пожаловать на юг. А где-нибудь в Вологодской области происходит депопуляция», – сказал Трукшин. Тем самым проблема в целом не решается. На вопрос, как глобально изменить ситуацию с кадрами в туристической отрасли в России, топ-менеджер ответил так: «Больше рожать».

Комментаторы в телеграм-канале «Крыша ТурДома», впрочем, уверены, что существует и более быстрый способ – больше платить. Как убедился наш корреспондент, зарплаты линейного персонала  в отелях Краснодарского края сейчас колеблются в широких пределах. Так, Курорт Красная Поляна готов платить горничной от 41 до 65 тыс. руб. Это до вычета налогов, но с проживанием. Некоторые работодатели декларируют оплату до 80–90 тыс. руб. Однако сколько человек получит на руки, не всегда понятно, ведь о расходах на жилье и других подробностях пишут в объявлениях не все. Практикуется и сдельная форма оплаты – 2500–4000 руб. за смену.