ДО СВЕРХТУРИЗМА БЛИЖЕ, ЧЕМ ДО ЛУНЫ. ОБЗОР ТУРИСТСКОГО РЫНКА ПЕТЕРБУРГА

По итогам 2024 года турпоток в Санкт-Петербург может превысить показатели прошлого года на 10% и достигнуть 10,3 млн человек. А это уже практически показатель доковидного 2019 года.

При этом что недавно (в беседе с изданием «Ведомости Северо-Запад») вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский заметил, что количество туристов не может расти бесконечно. По его словам, потенциал дальнейшего роста турпотока в Санкт-Петербург составляет порядка 20%, а при более высоких показателях увеличивающийся турпоток будет негативно сказываться на качестве жизни в городе.

Сверхтуризм (или «овертуризм» – over tourism) – тема не новая. Санкт-Петербург она тоже не обходила стороной, хотя и касалась город точечно (в бытность бума туризма из КНР очереди из толп туристов возникали в популярных музеях города).

Однако в 2023 году доля туристов из зарубежных стран в общей структуре турпотока в Санкт-Петербург составила всего лишь 6,1%, т.е. порядка 573 400 гостей. По сравнению с 2022 годом она подросла всего на 1,9 п. п.

Туристов из Китая оказалось в разы меньше, чем ожидали власти и некоторые участники рынка (см. статью). ПОЧЕМУ ВСЕ МЕНЬШЕ КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ В РОССИИ – доходчиво рассказала недавно в интервью Hotelier.pro Полина Рысакова, руководитель Лаборатории изучения китайского туризма.

Иностранных гостей города заменили российские туристы и деловые путешественники. Какое их количество не будет для города чрезмерным?

«Санкт-Петербург является одним из наиболее популярных туристических направлений России. И говоря о количестве туристов, которое станет для города чрезмерным, невольно вспоминается 2019 год – с одной стороны, как год допандемийный, разделивший туризм на «до» и «после», а с другой стороны, как год, когда Санкт-Петербург принимал 23-ю сессию Генеральной Ассамблеи UNWTO, на которой слово «overtourism» активно фигурировало в речах представителей туротрасли Санкт-Петербурга», – говорит Татьяна Бисерова, директор по внутреннему и въездному туризму туроператора «Премьера».

«Предел ли те 10,3 млн туристов, что город готовится принять в 2024 году? -продолжает эксперт. – При почти 100%-ной загрузке отелей в июне среднегодовые показатели многих отелей составляют 64-66%. Это говорит о том, что основной нашей задачей является выравнивание сезонности. Сейчас много делается для привлечения внимания туристов к жизни города в период низкого сезона: активно развивается проект «новая туристская география», проводится большое количество культурных проектов, организуются дипломатические миссии в другие города, что скорее всего отразится на приросте турпотока в несезон. Но стоит отметить, что приоритетная нацеленность на деловой туризм многих участников туротрасли способствует своеобразному перекосу в массовом туристическом сегменте, что не способствует росту последнего».

«Пока до сверхтуризма в Санкт-Петербурге далеко, – замечает Кирилл Соколов, исполнительный директор туроператора «Невские сезоны». – Рынок всегда подстроится под увеличение туристов. Самые существенные ограничения накладывают музеи. Сколько бы у нас ни развивалась «новая туристская география», основной турист едет в Санкт-Петербург ради Эрмитажа, Петергофа, Царского Села, Исаакиевского собора и т.д. Наше предложение – в период высокого сезона не поддерживать деловые, спортивные, культурные мероприятия в городе, которые могут быть проведены в другое время, т.е. поддерживать мероприятия в Санкт-Петербурге с октября по апрель. С мая же по август оставить несколько ключевых событий и те мероприятия, что невозможно провести зимой (яхтенные регаты, водные праздники)».

«Пока нам только развиваться и развиваться, – продолжает эксперт. – Самое главное, чтобы рост не был резким. Когда сегодня у нас 10 млн туристов, в следующем году три миллиона, а через год – 12 млн, понятно, что рынку на такое трудно адекватно реагировать».

«Туристов декларироваться может гигантски много, а потом оказывается, что больше 30% – это те, кто приехал к своим родственникам, остановился у них и в целом мало воспользовался туристской инфраструктурой города, – рассуждает Анна Твердохлебова, генеральный директор туроператора «ПМП». – Поэтому все цифры относительны и требуют тщательного исследования – сколько в действительности город позволяет принять туристов. На данный момент и номерной фонд Санкт-Петербурга позволяет расти турпотоку (в частности за счет строительства новых апартаментов), и новые туристские локации, музеи и достопримечательности. Стоит также отметить, что Санкт-Петербург – это довольно большая территория, которая включает в себя несколько городов-спутников и, соответственно, территорий развития.

На мой взгляд, важнее все-таки не подсчет количества туристов, а подсчет дохода, который туристы приносят городу. Важно проведение политики в области туризма, направленной на привлечение более доходных сегментов и стимулирование прибытия туристов в межсезонье».

По данным TravelLine, Санкт-Петербург по объемам бронирований в электронных каналах прлдаж в июне заметно уступал Москве (хотя и опережал Москву по среднему ADR).

Данные дашборда TravelLine по топ-10 регионам России на 27.06.2024:

ДО СВЕРХТУРИЗМА БЛИЖЕ, ЧЕМ ДО ЛУНЫ. ОБЗОР ТУРИСТСКОГО РЫНКА ПЕТЕРБУРГА

По оценке сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок! средняя стоимость забронированной ночи в объектах размещения Санкт-Петербурга в период с 28 по 30 июня (период праздника «Алые Паруса») составила 6300 рублей (на 16% выше, чем в даты проведения фестиваля «Алые Паруса» в прошлом году).

При этом в целом спрос на бронирование отелей и апартаментов в Санкт-Петербурге в этот уик-энд оказался на 20% выше по сравнению с выходными неделей ранее (21–23 июня), и на 80% выше по сравнению с выходными неделей позже (5–7 июля). Для срванени в те же выходные (28-30 июня) средняя стоимость забронированной ночи в объектах размещения Москвы составила 5600 рублей.

При этом с просе на этот уикэнд как в Москве (26% всех бронирований), так и в Санкт-Петербурге (34%) лидировали отели без звезд.

В Москве на втором месте шли отели 3* – 23%, в Санкт-Петербурге апартаменты – 27% (а на отели 3* в Санкт-Петербурге пришлось только 12% спроса).

Далее спрос, по данным Островок!, распределился на праздничный уикэнд так:

  • Отели 4*: в Москве – 16%, в Санкт-Петербурге – 12%
  • Отели 5*: в Москве – 5%, в Санкт-Петербурге – 2%.

Таким образом, налицо не только общий рост турпотока в Санкт-Петербург, но и не равномерный характер спроса, обусловленный всплесками (ПМЭФ, Алые Паруса) и спадами. При этом на рынке происходит определенное перераспределении спроса – от классических отелей к апарт-отелям.

Таким образом, сверхтуризм, если и начнет проявлять себя в Санкт-Петербурге, то вновь точечно: перегруз в популярных музеях, нехватка ж/д билетов в город в летний сезон. Что касается гостиничного сегмента (и сегмента гостеприимства – шире), в этом отношении у города пока имеются существенные резервы.

Как влияет увеличение турпотока на рост стоимости жилья в городе, в том числе, на долгосрочную аренду (как это происходит в Барселоне, например), необходимо изучать – сопоставляя данные с рынков туризма и жилья (возможно, такую работу может проделать Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга и/или Комитет по социальной политике).

Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.