10 августа, как официально сообщает турецкая пресса, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган примет участие в торжественном открытии аэропорта Чукурова, расположенного в 20 км от г. Тарсус провинции Мерсин. Не исключено, что туда могут появиться и прямые рейсы из России, что повысит привлекательность пляжного отдыха на курортах Мерсина.
Аэропорт Чукурова – рекордный «долгострой». Тендер на строительство этого аэропорта был объявлен еще в 2011 году. Торжественная закладка аэропортового комплекса состоялась в 2013 году. А вот далее строительство, осуществляемое в режиме государственно-частного партнерства, шло крайне медленно.
Неоднократно Чукурову обещали открыть в 2021, 2022, 2023 годах. В 2023 году из почти готового аэропорта все же начались «тестовые» полеты, а сам аэропорт в очередной раз «твердо» обещали открыть в I квартале 2024 года. Но не случилось и на этот раз.
Но все же аэропорт в этом году, наконец, откроют. Теперь уже точно: в минувшие выходные было официально заявлено, что 10 августа 2024 года на торжественное открытие Чукуровы прилетит сам президент Турции Эрдоган.
Изначально, при проектировании аэропорта Чукурова, предполагалось, что он будет обслуживать сразу две провинции – Мерсин и Адану. Это диктовалось расположением – место, где расположен аэропорт, находится примерно на полпути между двумя центрами одноименных провинций, в 20 км южнее города Тарсус.
Аэропорт Чукурова, как предполагается, станет важным узлом для перевозки и грузов, и пассажиров. Он будет принимать международные и внутренние рейсы, статус международного у него уже есть, еще в 2022 году сформировано подразделение службы пограничного контроля и таможни.
Площадь всего комплекса аэропорта Чукурова – 800 гектаров. Взлетно-посадочная полоса нового аэропорта – длиной 3 500 метров, она построена по стандартам CAT-II и способна принимать и отправлять все типы воздушных судов, включая все существующие широкофюзеляжные лайнеры.
На летном поле три перрона (места стоянки) воздушных судов: для пассажирских рейсов – площадью 217 тыс. кв. м вместимостью 40 самолетов, перрон для грузовой авиации (62 тыс. кв. м. для 4 самолетов), а также перрон для бизнес-авиации (56 тыс. кв. м на 54 самолета). Здание аэровокзала в Чукурове – площадью 110 тысяч кв. м.
ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСЕН АЭРОПОРТ ЧУКУРОВА РОССИЙСКИМ ТУРИСТАМ
С вводом в строй аэропорта Чукурова может улучшиться пассажирское сообщение с провинцией Мерсин, для путешествия в которую туристам сейчас надо прилетать в Адану.
Провинцию Мерсин давно прочат в конкуренты Антальи – здешние пляжи ничуть не уступают, а в чем-то и превосходят анталийские. Здесь гораздо больше любимых семейными российскими туристами пляжей с мелким песком и плавным заходом в воду. Есть и огромные, широкие, протяженные «открыточные» пляжи, не уступающие знаменитой Патаре в Каше. Среди пляжей Мерсина – 11 с «Голубыми флагами».
Летом здесь вполне «анталийский» климат, скорее даже такой же, как в Аланье. Зимой – достаточно тепло, чтобы проводить отпуск в отелях с подогреваемыми бассейнами (если такие здесь, конечно, построят).
Помимо пляжей, в провинции Мерсин большое количество исторических достопримечательностей. Только вблизи главного города провинции – не менее 5 древних городов, которые вполне могут сравниться с анталийскими Фаселисом или Олимпосом, и несколько интересных средневековых крепостей.
Есть и места интересные для христиан, например, совсем недалеко от нового аэропорта находится древний Тарсус, родина апостола Павла. В провинции Мерсин много и природных достопримечательностей: красивые горные реки, каньоны, водопады, пещеры. Для экскурсий на пляжном отдыхе – более чем достаточно.
Сейчас турпоток в Мерсин из России относительно небольшой: сюда едут преимущественно люди, связанные со строительством АЭС «Аккую» (строители, специалисты-атомщики и их семьи), владельцы недвижимости, которая здесь пока чуть ли не вдвое дешевле чем в Анталье, а также немногочисленные самостоятельные туристы.
Организованных туров в провинцию Мерсин туроператоры пока не предлагают. Они признают, что перспективы у Мерсина большие, но до чартеров провинция «не доросла». На здешних курортах все еще мало больших отелей с системой «все включено», к которой привыкли россияне в Турции, а отдыхать в небольших объектах с завтраком или полупансионом готовы немногие туристы из РФ.
Процесс строительства больших современных отельных комплексов в Мерсине, тем не менее, идет, в последнее время открылся ряд новых качественных объектов. Турецкие эксперты считают, что с вводом в строй нового аэропорта инвестиции в строительство отелей должно ускориться, а значит, не за горами и «большой туризм», в том числе из России.
ВОЗМОЖНЫ ЛИ ПРЯМЫЕ РЕЙСЫ ИЗ РОССИИ В ЧУКУРОВУ?
Сейчас в Мерсин россияне едут через Адану. Туда еще в 2023 году запустил прямые рейсы «Аэрофлот», стабильно летают они и в этом году.
Эти рейсы, отмечают турецкие эксперты, удобны не только для желающих отдохнуть на пляжных курортах Мерсина, но и для экскурсионных туров по турецкой Месопотамии. От Аданы до Газиантепа и Шанлыурфы трансфер занимает около 3-4 часов, то есть экскурсионные программы по Месопотамии можно организовывать прямо из Аданы, без стыковочных перелетов. Пока, однако, такой вариант не прижился (туроператоры по-прежнему предпочитают комбинировать этот регион Турции со Стамбулом).
Будет ли «Аэрофлот» теперь летать не в Адану, а в Чукурову? Пока это под вопросом. Действительно, аэропорт Аданы (Шакирпаша) ранее предполагалось закрывать с вводом в строй Чукуровы. Но случится ли это сейчас, не очень понятно.
Власти Аданы решительно против такого закрытия. А министр транспорта Турции Абдулкадыр Уралоглу 20 июля заявил, что окончательного решения о закрытии аэропорта Аданы нет, и пояснил, что он продолжит обслуживать коммерческие рейсы.
Целесообразность перевода рейсов «Аэрофлота» в Чукурову зависит от множества факторов, главными из которых является сейчас цена за обслуживание рейсов в новом аэропорту, говорят авиационные эксперты.
Если она будет ниже, чем текущая в аэропорту Аданы, возможно, что российский нацперевозчик подумает над переводом полетов в Чукурову (все же этот аэропорт на 30 км поближе к Мерсину и, соответственно, к Силифке, где преимущественно сосредоточены россияне, обеспечивающие строительство АЭС «Аккую»). В ином случае, скорее всего, прямые рейсы из России так будут выполняться в Адану.