Счетная палата России обнародовала «разбор полетов» использования бюджетных средств, выделенных в 2021–2023 годах на федеральный проект «Развитие туристической инфраструктуры» нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» – в аккурат к началу Восточного Экономического Форума (ВЭФ), где как раз собирались обсуждать глобальные планы развития туризма на Дальнем Востоке и не только на нем. На фоне выводов Счетной палаты дискуссии на ВЭФ заиграли новыми красками.
Для организации бюджетного финансирования развития внутреннего туризма в России правительством РФ, как известно, был создан специальный орган – «Корпорация «Туризм. РФ»*. Проверка Счетной палаты (СП) показала, что корпорация потратила на развитие туристической инфраструктуры почти столько же, сколько и на собственные нужды. При этом многие из запланированных инфраструктурных объектов так и не заработали. Однако – не взирая на это – российская туристическая отрасль отчитывается растущими показателями.
*Корпорация была создана в 2020 году как дочерняя организация АО «Курорты Северного Кавказа». Ее единственный акционер — Росимущество (Федеральное Агентство по Управлению Государственным Имуществом), а уставный капитал на начало 2024 года составлял 43,9 млрд руб. Эти средства были предоставлены корпорации Минстроем на реализацию инвестиционных проектов. Уставные виды деятельности: 48 – от лесозаготовок до производства нефтепродуктов.
Если в 2018 году из федерального бюджета на развитие туризма было выделено 3,7 млрд рублей, то в 2022 году – уже 67,7 млрд., а на реализацию нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2023–2024 годах ассигновано около 100 млрд. рублей.
Между тем, деятельность Минэкономразвития, Минстроя, «Корпорации «Туризм. РФ», которые стали получателями субсидий и бюджетных инвестиций на реализацию мероприятий федерального проекта «Развитие инфраструктуры», СП оценила, как «недостаточно результативную».
Можно сказать, что новый отчет о недостаточной эффективности бюджетных расходов на поддержку туризма в России – один из наименее дипломатичных документов, опубликованных после назначения Бориса Ковальчука председателем Счетной палаты в мае 2024 года.
На 1 января 2024 года на реализацию целей, установленных договорами о предоставлении бюджетных инвестиций, бюджет выделил «Корпорации «Туризм. РФ» 43,9 млрд. рублей, из них было использовано 11,5 млрд рублей, из которых на общехозяйственные расходы организации ушло 5,3 млрд. рублей. То есть почти половину (46%) всех своих расходов корпорация направляет на свои общехозяйственные нужды. Такой удивительный результат, видимо, позволительно объяснить тем, что корпорация получает бюджетное финансирование без прямой связи с достигнутыми результатами.
При этом из общехозяйственных расходов за 3 года на зарплаты сотрудников Корпорации пришлось 4,24 млрд. рублей (или – при среднесписочном штате Корпорации в 250 человек – почти по 5,65 млн рублей на человека за год или 470 000 рублей в месяц).
Глядя на эти расчеты, СП в своих рекомендациях предлагает «установить в договорах о предоставлении Обществу (корпорации «Туризм.РФ») бюджетных инвестиций плановые значения результативности предоставления бюджетных инвестиций, характеризующие конечный результат деятельности Общества».
Кроме того, аудиторы СП предлагают увязать оценку работы руководства туристической корпорации с достигнутыми результатами. Для этого представители интересов Российской Федерации в совете директоров «Корпорации «Туризм. РФ» до конца года должны изменить ключевые показатели эффективности (КПЭ) руководства, увязав их с конечным результатом деятельности корпорации и ее структурных подразделений.
Интересны и другие замечания СП.
Номерной фонд в коллективных средствах размещения создается неравномерно турпотоку в регионах – констатируют аудиторы СП.
Например, в 2023 году в Новгородской и Ленинградской областях на каждое место в коллективном средстве размещения приходилось 122 и 295 прибывающих туристов, соответственно. При этом в Новгородской области запланировано создание дополнительно лишь 690 единиц номерного фонда (два инвестиционных проекта), а в Ленинградской области, где дефицит мест размещения туристов еще больше — всего 329 единиц (три инвестпроекта).
Тем временем в Краснодарском и Алтайском краях, где на место в гостинице приходится 38 и 50 прибывающих туристов, соответственно, новый номерной фонд создается в гораздо большем количестве — 9000 (31 инвестиционный проект) и 2500 (12 инвестиционных проектов), соответственно.
При принятии решений о предоставлении льготных кредитов потенциальным заемщикам СП рекомендует вовлеченным ведомствам учитывать объем туристического потока и загруженность уже имеющихся гостиниц в регионах.
Серьезные претензии у СП и к реализации мероприятий стратегии, направленной на стимулирование въездного туризма:
- не были внесены изменения в нормативные правовые акты по совершенствованию мер поддержки организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Россию иностранных туристов,
- не разработан план мероприятий по реализации межправительственных соглашений, не создан международный центр туризма БРИКС.
Одна из целей предоставления «Туризм.РФ» бюджетных инвестиций — разработка планов пространственного развития туристских территорий. В 2021–2023 годах на разработку девяти мастер-планов корпорация израсходовала 732,5 млн рублей.
Однако разработка мастер-планов территорий не синхронизирована с разработкой схем территориально-пространственного планирования туристских макротерриторий — это создает риск изменения сроков реализации инвестиционных проектов и инфраструктуры и дополнительных расходов бюджета.
Вот еще интересный момент – туристы предъявляют особые требования к наличию «семейных номеров» в коллективных средствах размещения. Но в большинстве гостиниц в рамках разработанных мастер-планов такие номера представлены в ограниченном количестве. В результате (!) создаются дополнительные предпосылки для развития рынка аренды краткосрочного жилья для целей туризма, где семейным туристам предлагаются более просторные условия.
Между тем, что касается «риска изменения сроков реализации инвестиционных проектов», участники рынка указывают на то, что причины затягивания сроков строительства могут быть объективными. За последние несколько лет цены на стройматериалы, а также логистические услуги по их доставке, равно как и стоимость строительных работ, поднимались неоднократно. Инвесторы оказывались в ситуации, когда они уже согласовали проект на конкретную сумму и сроки, но не могли выполнить свои обязательства из-за внезапного и существенного роста цен.
К тому же, российский рынок труда испытывает кадровый голод. С начала СВО проблема нехватки рабочий силы особенно обострилась, ведь часть трудовых ресурсов ушла на СВО. Еще один (вероятный) тормозящий фактор кроется в том, что фокус строительной отрасли сместился в сторону восстановления и строительства в новых регионах. Значительные силы брошены туда, а туристическое направление развивают по остаточному принципу.
По словам основателя юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, в этом году стало много исков после проверок распределения грантов и субсидий Ростуризма (который был расформирован еще в октябре 2022 года), причем дела идут медленно, сейчас доходят до апелляций и кассаций. «Думаю, будет еще больше дел, поскольку перепроверяют субсидии, распределенные уже самими региональными администрациями», – говорит юрист.
Многие предприниматели в 2022 и 2023 годы с удовольствием брали государственные субсидии, при этом не оценивая до конца сложность реализации проектов. Подогрел интерес к этому также ажиотаж вокруг глэмпингов и модульных домиков. В эту сферу зашло много инвесторов с сырыми проектами – без расчета экономики, без переоформленного вида разрешенного использования земли, без решения с местными властями вопросов коммуникаций, дорог и т. п.
«В итоге ажиотаж стал выгоден только производителям палаток и домиков – достаточно посмотреть, сколько их продается на маркетплейсах, а предприниматели начали отказываться от субсидий и платить штрафы», – отмечает Георгий Мохов.
Но разумеется жизнь не останавливается из-за возникающих проблем.
На сессии “Туристический Дальний Восток: инвестиции от впечатлений” на ВЭФ заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков заявил:
«Президент России поручил осенью провести новый отбор по строительству модульных гостиниц сразу на три года. Поэтому настраиваю регионы на то, чтобы они готовили проекты на 2025-2027 годы. Пятнадцать миллиардов рублей на всю страну будет, будет федеральный конкурс. Победят лучшие проекты с большим количеством номерного фонда и с опытом работы».
У лучших проектов должно быть и шансов на успешную реализацию больше, чем у обычных проектов.
Впрочем, «территорию задач», связанных с «апгредйом» гостеприимства в России стоит расширить и в сторону реновации имеющегося номерного фонда (а не только строительства новых объектов). Кроме того, обостряется вопрос с кадрами и обеспечением проживания сотрудников средств размещения, приезжающих на курорты на сезонную работу. Общежития, кампусы для сотрудников – как они попадают в сферу грантов, субсидий, поддержки со стороны властей?
Разумеется, круг проблем, в сфере гостеприимства не замыкается только вопросами финансирования и строительства средств размещения. Обостряется ситуация с ресурсной базой. См., например, публикацию на Hotelier.pro – АКТУАЛЬНО: ЭНЕРГОЩИТ ДЛЯ ОТРАСЛИ.
Кроме того, может надолго затянуться эпоха высокой ключевой ставки – ЦБ рассматривает горизонт высокого «ключа» до конца 2025 года (см. публикацию на Hotelier.pro – ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ И ВЫШЕ… К ЧЕМУ – ПРИВЕДЕТ ПОВЫШЕНИЕ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ?).
Важный аспект и логистическая / транспортная доступность туристических мест для туристов. Такая доступность вызывает вопросы (см. публикацию на Hotelier.pro – ДЕЛО №… «ДОСТУПНОСТЬ ТУРИЗМА»).
Перекосы в турпотоках диктуются совокупностью причин. Вопрос в том, как «расшивать» перекосы и грамотно управлять турпотоками -в интересах туристов, в интересах местных жителей, в интересах страны.
Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.