В «Ростехе» официально заявили, что серийное производство самолета МС-21 начнется с 2025 года, а «импортозамещенного» SSJ New – с 2026 года. И все бы ничего, только согласно ранее озвученным планам туристы должны были летать как минимум на 28 таких самолетах уже в этом году.
Генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов снова пообещал наладить серийный выпуск самолетов МС-21 в 2025 году.
«Уже начиная со следующего года мы начнем выпускать серийно МС-21 и в 2026 году начнет выпускаться серийно Superjet New», – сказал он в ходе пленарного заседания Совета Федерации 23 октября.
«СО СДВИГОМ В ПРАВО»: МС-21 И SSJ-NEW УЖЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСТУПНЫ ТУРИСТАМ
А это значит, что планы относительно начала коммерческой эксплуатации смещаются как минимум на 2-3 года. И это только в «новейшей истории» – уже после начала геополитического кризиса, когда российский авиапром, наряду с другими отраслями, попал под санкции.
Более двух лет назад – в сентябре 2022 года «Аэрофлот» и Объединенная Авиастроительная Корпорация подписали соглашение, по которому перевозчик готов купить 339 российских самолетов. И первые шесть МС-21 должны были поступить в коммерческую эксплуатацию в 2024 году.
Также шесть самолетов МС-21 и 22 SSJ-NEW уже покоряют российское небо и согласно комплексной программе развития авиатранспортной отрасли, которую летом 2022 года подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
АВИАПРОМ ФИНАНСИРУЮТ НА СОТНИ МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ
Объемы финансирования авиапрома постоянно растут. Согласно проекту федерального бюджета, в 2025-2026 годах на эти цели выделят на 62% больше денег относительно согласно ранее озвученных сумм – 114,2 млрд рублей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
ИНОСТРАННЫМ КОМПАНИЯМ МОГУТ РАЗРЕШИТЬ ЛЕТАТЬ ПО РОССИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
АВИАБИЛЕТЫ ПОДОРОЖАЛИ НА 30% ЗА ГОД, НО ПАССАЖИРЫ БУДУТ МЕНЬШЕ ЛЕТАТЬ НЕ ИЗ-ЗА ЭТОГО
«АЭРОФЛОТ» УПЛОТНИЛ ПАССАЖИРОВ
Например, на производство того же МС-21 в федеральном бюджете в 2019 году предусмотрели 1,58 млрд рублей, в 2020 и 2021 годах – 4,11 и 4,81 млрд рублей. В сентябре 2022 года на эти цели выделили еще 15 млрд руб. В сентябре 2023 года министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что на проект выделят более 280 млрд из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
ДОЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ САМОЛЕТОВ В ПАРКЕ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ НЕ ИЗМЕНИТСЯ
Однако, со всей очевидностью, финансовые вливания не дают ожидаемого эффекта. Так, согласно данным. Опубликованным на сайте Минтранса, к 2027 году доля отечественных самолетов в парке крупнейших авиакомпаний к 2027 году достигнет 25%. Тогда как согласно вышеозначенному документу еще в 2022 году каждый третий самолет в парке российских перевозчиков был отечественным.
«Доля воздушных судов иностранного производства в действующем парке пассажирских самолетов для осуществления коммерческих воздушных перевозок в апреле 2022 г. составила 67,1 процента», – сказано в комплексной программе развития авиатранспортной отрасли.
Это значит, что отечественных самолетов было 32,9%.
Конечно, максимальный объем российской авиатехники сконцентрирован в специальном летном отряде «Россия» и «простому смертному» туристу недоступен. Но даже с учетом этого факта флот «обычных» авиакомпаний примерно на 22% состоит из самолетов российского производства.
Такие цифры может объяснять либо несогласованность в высказываниях и оценках чиновников, либо, напротив, наличие у них понимания реального положения вещей: отечественной техники нет и не будет. А поскольку факт дефицита флота отмечают и игроки рынка, и эксперты, то решать проблему придется какими-то другими способами.
Екатерина Тропова