ТУРИСТЫ ВЕРНУЛИСЬ В МЕГАПОЛИСЫ

Однако текущую ситуацию на рынке городские отельеры оценивают с беспокойством.

Во время пандемии загородные и пляжные направления достигли рекордного уровня популярности из-за того, что люди покидали города. Но последние исследования Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC) показывают, что популярность городского туризма восстанавливается. На то имеются объективные причины: городские направления могут предложить туристам большее разнообразие вариантов размещения, активностей, развлечений и шопинга, чем сельская местность.

Посмотрим на цифры.

На майские праздники (с 29 апреля по 9 мая) Москва приняла 1,85 млн гостей, что на 16,6% больше, чем в тот же период 2022 года (1,6 млн) – подвел итог турпотоку в город мэр столицы Сергей Собянин.

В этот период гостиницы города были загружены в среднем на 67-70%, что на 9-12 процентных пунктов больше, чем в то же время год назад (58,3%).

Примечательно, что самыми популярными оказались гостиницы категории 3*: путешественники заполнили их в среднем на 85% (средняя загрузка гостиниц категорий 4* и 5* при этом колебалась от 57% до 60%).

Тем временем в Санкт-Петербурге Комитет по развитию туризма отрапортовал о приеме – в период с 29 апреля по 9 мая 770 тысяч туристов (но с ночевками из них – порядка 570 тысяч). Год назад на майские праздники город посетило 560 тысяч гостей.

По данным бронирований через менеджер каналов TravelLine во второй половине мая Москва вышла на первое место по удельному весу бронирований, обойдя Краснодарский край (см. обзор).

Интересно, что по ценнику средней ночи в отеле категории 3* Москва идет лишь на 9-м месте (что, несомненно, также играет на руку городу, делая его доступным направлением для среднего туриста).

Комитет по туризму Москвы продвигает город еще и как курортное направление. Глава ведомства Евгений Козлов предлагает туристам по-новому взглянуть на столицу, почувствовать в ней … атмосферу курорта.

«В Москве имеется более 10 обустроенных пляжей, организовано свыше 40 километров экологических троп для прогулок и наблюдений за птицами, в том числе, редкими, – отмечает он. – Проект «Спортивные выходные» предлагает заняться йогой и другими спортивными активностями в более 30 парках и на креативных пространствах, включая дом культуры «ГЭС-2» и крышу Северного речного вокзала».

Имеется, что предложить и Санкт-Петербургу в этом направлении – см., например, ОСТРОВ, ПРИРОДА, СПОРТ – КОГДА ЭТО ВСЕ СОШЛОСЬ В ГОРОДЕ.

К слову, при таком развитии событий пляжным направлениям теперь приходится рассказывать туристам, что они нечто большее, чем просто солнце, море и песок. У них есть кулинария, арт-галереи, велнесс, винотеки … (К слову, В Сочи строят центр гастротуризма – см. статью).

Причем, турагенты заметили, что в последнее время стала заметна любопытная тенденция – отправляясь в Сочи на море, туристы все чаще выбирают размещение в горах.

Что касается Санкт-Петербурга, то загрузка гостиниц города на майские праздники оказалась ниже, чем в предыдущие два года – говорят данные аналитики Hotel Advisors. Пик спроса пришелся на 6 мая (91,8%) и 7 мая (94,1%), много гостей было также в последних числах апреля (78,1% — 29-го и 74,1% – 30-го). В эти даты показатель превысил уровень 2022 и 2021 годов, но в остальных числах был заметно ниже. Девятого мая номера были заполнены лишь на 45%, тогда как в прошлые два года заполняемость превышала 60%. Первого мая были заняты 55,7% номеров, хотя в прошлые два года она достигала почти 90%.

«Мы ощущали сильный подъем внутреннего туризма в 2021–2022 годах, но все время интерес на высоком уровне держаться не может. Возникает пресыщенность от внутреннего туризма», – отмечает совладелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. Если в прошлом году на рынок влияли отложенный спрос из-за пандемии и закрытие границ из-за СВО, то сейчас эти факторы ослабели.

Сильно беспокоит отельеров города и то обстоятельство, что «вкусные» клиенты не просто уходят, а уходят в конкурирующий сегмент – в апарт-отели.

«Тренд на «бережливость» среди премиальной аудитории «тревожный звонок» для рынка. Да не просто звонок, а – колокол» «Цены достигли потолка, выше которого невозможно расти», – говорит совладелец «Гельвеции».

Почти половина путешественников по России (47%) отдает предпочтение посуточной аренде жилья (33% бронируют квартиры и комнаты, 14% – загородные объекты) – приводит данные совместного с Aquarelle research исследования «Авито Недвижимость» (см. статью).

См., например, материал СЕТЬ АПАРТ-ОТЕЛЕЙ АНИС РАСШИРЯЕТСЯ.

А также репортаж на Hotelier.pro КУДА ТЕПЕРЬ ИДУТ ОТЕЛИ И АПАРТ-ОТЕЛИ.

Пандемия сильно изменила структуру туристического потока в Санкт-Петербурге – полагает член правления Содружества профессиональных гидов, переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга Александра Маяк. Экскурсии стали более короткими — до 3-5 часов (до 2020 года экскурсии могли длиться 8-12 часов). Турист хочет посетить многие места, которых нет у него дома, поэтому на экскурсию остается не так много времени, как раньше. При этом турпоездка перестала быть только источником новых знаний. Сегодня это больше опыт, впечатления; не столько познавательный процесс, сколько способ провести свободное время и получить хорошие эмоции. Снизился средний возраст туристов, приезжающих в Санкт-Петербург. До пандемии это были люди старше 60 лет, сейчас — от 30 до 40 лет (см. материал).

В 2023 году экскурсионные туры в города России существенно подорожали. Средняя стоимость экскурсионных сити-туров по России выросла на 50% – отмечает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

Россияне стали реже покупать туры по стране – соглашаются в Travelata.ru.

На этом фоне еще одним тредом-«колоколом» для городских отельеров в России становится возвращение россиян в Европу. В разы увеличился спрос на размещение в отелях Барселоны, Венеции, Мадрида и Рима по сравнению с июнем прошлого года – сообщает сервис OneTwoTrip.

До пандемии могучим «хребтом» туризма в мегаполисы служил деловой туризм. Почти три года он пребывал в скукожившемся виде, но со второй половины 2022 года начал поднимать голову в преобразившемся виде. КАКИЕ СИГНАЛЫ ПОДАЕТ БИЗНЕС-ТРЕВЕЛ СЕГОДНЯ? – см. обзор на Hotelier.pro.

Отельеры в мегаполисах, с одной стороны, имеют повод для радости – тренд в спросе во многом развернулся в направлении больших городов. С другой стороны, усилилась конкуренция за гостя, при этом некоторых туристов одолевает пресыщенность от внутреннего туризма, а платежеспособность (разнеженная прежде, в том числе, снижением ценников и туристическим кешбэком) россиян оставляет желать лучшего.

В результате летний сезон 2023 года может оказаться неоднозначным для отельеров в больших городах. Даже на фоне возвращения туристов в мегаполисы.

Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.