Бюрократия и посредники: названы факторы, которые тормозят выдачу шенгена

Процесс подачи заявления на получение шенгенской визы сопряжен с множеством проблем, в том числе, из-за низкого качества работы визовых центров, говорится в неофициальном документе Еврокомиссии. В основу отчета легли данные по работе внешних поставщиков визовых услуг в 2022 году в пяти крупных городах мира. Выводы будет интересно узнать и россиянам, желающим получить шенген.

СРОКИ ОФОРМЛЕНИЯ ВИЗ НЕ СОБЛЮДАЮТСЯ

Портал Statewatch, занимающийся мониторингом гражданских свобод и соблюдению прав в Европе, опубликовал неофициальный отчет Еврокомиссии (ЕК), который в апреле был представлен на Совете ЕС.

В его основе данные о работе визовых посредников в 2022 году в Эр-Рияде, Бейруте, Дакаре, Стамбуле и Нью-Дели. Редакция Statewatch получила данное исследование и разрешение на его публикацию через запрос в пресс-службу ЕК.

Первое, на что обращают внимание эксперты Statewatch, это сроки. Сроки, установленные Визовым кодексом в отношении периода времени, которое проходит от даты назначения встречи в визовом центре до подачи заявления, так и в отношении стандартного 15-дневного срока обработки документов, систематически не соблюдаются.

Как комментируют в Statewatch, это означает, что получение шенгенской визы стало «непредсказуемым» и может занять многие месяцы даже у часто путешествующих.  Такая ситуация, например, наблюдается в Индии и Ливане, где сроки ожидания получения визы составляют до 6 месяцев.

В сравнении с этим ситуацию в России можно назвать приемлемой: получение шенгена занимает около месяца, а с момента записи в визовый центр до визита в это учреждение проходит 2 недели.

ВИЗОВЫЕ ЦЕНТРЫ НЕ ВСЕГДА ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ ХРАНЯТ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Выдача виз исторически была задачей, которая входила в компетенцию государственных органов, в частности, консульств. Однако в последние годы консульства стран Шенгенской зоны все чаще передают значительную часть процесса подачи заявления на визу частным компаниям.

«Большинство заявителей больше не могут иметь прямого доступа к консульствам, а консульства редко встречаются с заявителями лично. От качества работы этих частных компаний зависят не только заявители, но и государства-члены и консульства», — отмечается в неофициальном документе.

В отчете подчеркивается, что внешние поставщики услуг «обладают широким и неконтролируемым доступом к данным о заявлениях на получение визы и имеют возможность легко манипулировать ими без надзора со стороны властей государств, которые выдают визы».

Так, Еврокомиссию «беспокоит тот факт», что внешние поставщики, которые являются частными компаниями, получают и обрабатывают большое количество персональных данных: отпечатки пальцев, банковские выписки, справки о составе семьи, корпоративные и налоговые отчеты, а иногда даже данные о состоянии здоровья заявителей на получение визы». 

Не всегда эти персональные данные хранятся и защищены должным образом, что грозит утечкой информации, а значит, потенциальными исками со стороны заявителей или местных властей.

В Еврокомиссии опасаются, что законодательства в странах, граждане которых обращаются за шенгенской визой, в том числе, в Китае и России, становятся все более строгими и «начнут применяться ко всем частным компаниям, включая внешних поставщиков услуг, которые не защищены консульскими или дипломатическими привилегиями».

Это может в принципе затормозить визовый процесс, сделать невозможным работу посредников или заставить их сотрудничать с местными властями.  Например, Антимонопольная комиссия Республики Армения в прошлом году запросила внешнего поставщика услуг об обмене информацией по клиентам, которые обратились за визой. 

«Переманивание данных правительствами стран, не входящих в ЕС, создает проблемы с безопасностью данных в визовой процедуре», — подчеркивается в отчете Еврокомиссии.

БИОМЕТРИЯ ХРАНИТСЯ НА КОМПАКТ-ДИСКАХ

Также в ЕК обращают внимание на устаревшие системы хранения данных заявителей: например, в архивах консульств хранятся стопки компакт-дисков с отпечатками пальцев, а система VIS Mail, разработанная для обеспечения защиты обмена личными данными между визовыми органами государств-членов, до сих пор не используется многими дипмиссиями.

В неофициальном документе ЕК также отмечается, что информация, предоставляемая заявителям на разных веб-сайтах визовых центров, часто «устаревшая или противоречивая».

При этом «важные части информации часто отсутствуют или скрыты», например, какие документы нужны для получения визы или как долго придется ждать шенгена.  Нередко заявители лишены обратного канала связи с визовыми центрами и не могут получить ответ на свой вопрос в течение короткого времени.

БЮРОКРАТИЯ МЕШАЕТ ПРИНЯТИЮ ОБЪЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ О ВИЗЕ

Что касается процесса принятия решения о выдаче шенгенской визы, в неофициальном документе говорится, что «существенных недостатков» в этом не обнаружено.

Тем не менее, в Statewatch отмечают, что на решение о выдачи визы во многом влияет бюрократия: многие консульские работники действуют по шаблону, не учитывая, например, мотивы поездки заявителя или его положительную визовую историю, профиль работы и объективный доход.

В результате такого формального подхода, человек, например, получает визу лишь на сроки поездки вместо мультишенгена или вовсе отказ в визе из-за того, что сумму на его банковском счету визовый клерк счел недостаточной для финансового обеспечения.

Елена Мягкова

Фото: piqsels.com