«Даже объектам уровня ЮНЕСКО нужна современная инфраструктура, без которой комфортные путешествия невозможны», – справедливо замечает Ксения Титова, руководитель Проектного офиса «ПроГород» (компании в контуре государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, созданной для реализации комплексных проектов освоения территории).
Очевидно, что туристам требуются:
- разнообразные варианты размещения и питания (инфраструктура)
- удобное транспортное сообщение (логистика)
- обилие туристических услуг (матрица)
- чтобы их путешествие стало максимально ярким и незабываемым.
На ПМЭФ-2023 Дмитрий Вахруков, заместитель главы Минэкономразвития, напомнил, что в России сейчас работают несколько программ поддержки развития туризма в регионах. А именно:
- субсидии на строительство модульных отелей
- льготные кредиты на создание крупных гостинично-туристических комплексов
- реализация туристического кода
- строительство инфраструктуры для туристических маршрутов и пляжей
- поддержка предпринимательских инициатив, программа социального заказа
«По льготному кредитованию крупных отелей – рассчитываем провести отбор проектов в августе-сентябре текущего года. При этом предлагаем отдельными программами финансировать строительство номеров и тяжелой инфраструктуры. Обеспечим сопоставимость проектов и прозрачную конкуренцию между ними за господдержку», – сообщил Максим Решетников, министр экономического развития России, на закрытой встрече с отельерами и представителями турбизнеса на форуме «Путешествуй!» в Москве 10 июня.
В ходе пленарного заседания на ПМЭФ-2023 в Санкт-Петербурге Президент России Владимир Путин предложил выделить дополнительное финансирование на строительство модульных некапитальных отелей в регионах. Была названа сумма в 11 млрд. рублей (которая, по-видимому, добавится к тем 8 млрд., что выделены Правительством РФ на субсидирование создания модульных средств размещения в регионах в 2023-2024 годах).
Таким образом, все более мощное развитие инфраструктуры (как гостиничной, так и рекреационно-развлекательной) – необходимый трамплин для неизменно поступательного развития внутреннего туризма.
А пружины?
Транспорт и логистика.
«Здесь важно двигаться синхронно, не допускать локальных дефицитов: когда мы строим гостиницы, но транспортная емкость не позволяет их загрузить, или наоборот. То же самое касается пропускной способности точек притяжения”, – заметил Максим Решетников на стратегической сессии по развитию туризма в Координационном центре правительства РФ 13 июня.
Заявлено, что транспортировка возросшего турпотока будет обеспечена за счет мероприятий по расшивке «узких мест» транспортной инфраструктуры топ-15 регионов России и сопутствующих им туристических кластеров. В их числе Москва и Золотое кольцо, Юг России – Краснодарский край, Крым, Ростовская область, Ставропольский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Татарстан, Башкортостан, Нижегородская область, а также Приморский край и ряд регионов Сибири и Урала.
При этом Дмитрий Вахруков указал на сложность планирования автотуризма.
«Для развития в России автотуризма необходимо определить, кто является автотуристом, и синхронизировать развитие дорожной сети и многофункциональных сервисных зон для автомобилистов с национальными туристическими маршрутами», – сказал он, выступая на сессии ПМЭФ-2023, посвященной автотуризму.
Сложность планирования автотуризма – в том, что автомобильный поток гораздо шире, чем туристический. Также важна увязка автомобильного туризма с новыми точками притяжения – круглогодичными парками развлечений, круглогодичными курортами, доступность которых с точки зрения автомобиля должна быть в приоритете (см. публикацию).
Параллельно Минэкономразвития купировало субсидии на организацию туристических чартеров по России:
«Министерство не планирует в 2023 году возобновлять программу по субсидированию туристических чартеров по России», – сообщил заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков.
По его словам, программа работала в прошлом году, на нее было потрачено порядка 250 млн рублей. Воспользовались ей один или два туроператора, и лишь они заинтересованы в ее возобновлении.
После ковида нужно было стимулировать открытие новых направлений. Сегодня же приоритет на строительстве инфраструктуры, поэтому пока оснований для запуска субсидирования чартеров нет – пояснил чиновник. Логично. Инфраструктура, автотуризм – это для всех. Чартеры – это для пары туроператоров-заинтересантов и только некоторого количества туристов.
Чартеры – это не та пружина, что нужны сейчас.
«Наш анализ географии поездок показывает, что сейчас основной туристический поток по России распределен между 15 регионами. Они принимают 60% всех путешественников, – обрисовала картину Ксения Титова. – При этом мы видим, что нераскрытый потенциал остальных регионов огромен. Практически везде кроме существующих видов туризма есть возможность для развития еще двух и более направлений. И одна из задач туристических схем — определить уникальный профиль каждого региона, выявить точки роста, спрогнозировать изменения туристического потока и экономический эффект».
Поэтому важна разработка четкой стратегии по развитию инфраструктуры: где, что и сколько строить, какие виды туризма развивать. На эти вопросы отвечают схемы туристического развития макротерриторий, которые уже второй год разрабатывает «ПроГород» в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Например, на Кавказе – о котором особенно много говорят в последнее время! – «ПроГород» выделил 5 наиболее перспективных видов туризма, способных позволить Кавказу составить конкуренцию такому востребованному направлению, как Сочи (и фактически стать определенным противовесом Сочи).
– Природный
Такой, как трекинг по тропам Домбая и пляжный отдых на курортах Каспия.
– Горнолыжный
Возможен почти во всех регионах СКФО. Три наиболее известных курорта — «Архыз», «Эльбрус» и «Ведучи» – в 2022 году посетили более 1,3 млн человек.
– Лечебно-оздоровительный
Включает посещение минеральных вод на Ставрополье в Пятигорске, Ессентуках и др.
– Культурно-познавательный
Например, Дербент включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также интересной архитектурой могут похвастаться Нальчик, Махачкала, Пятигорск и другие города.
*Mice-туризм, или деловой туризм
В регионе большой потенциал для развития этого направления. Здесь проводятся корпоративные выезды и тренинги. В 2022 году горный курорт «Ведучи», например, стал лауреатом премии Russian Business Travel & MICE Award.
Со своей стороны, власти Дагестана сообщили, что новый всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Каспийский прибрежный кластер» создадут до 2026 года в Дербентском районе Дагестана.
Концепция развития кластера предусматривает более 12 тысяч мест размещения. Это гостиницы от трех до пяти звезд, санатории, спортивно-развлекательные комплексы, культурно-познавательные объекты, набережная протяженностью шесть километров, 142 га зеленой зоны и 22 га пляжной.
Тем временем Кавказ.РФ и дочерняя компания «Национальные канатные дороги» по поручению Правительства России создали мастер-план «Солнечного пояса Алании». Он включает в себя видение развития туристских территорий в перспективе на 10-15 лет.
В частности, «Солнечный пояс Алании» предполагает реализацию 95 проектов на сумму более 2 млрд. рублей. Среди основных проектов:
- санаторно-курортный комплекс во Владикавказе
- придорожный сервис с интерактивным музеем в Даргавсе
- центр досуга с арт-пространством и отелем в Фаснале
- кемпинг вблизи Мидаграбинских водопадов
Между тем, на ПМЭФ Дмитрий Вахруков сообщил, что сейчас обсуждается возможность со следующего года выделять регионам России единую субсидию на развитие туризма (см. публикацию).
«Мы обсуждаем с коллегами, чтобы со следующего года переходить на единую региональную субсидию на развитие туризма, которую уже регионы будут по своему усмотрению, но имея жесткие ключевые показатели, расходовать на те или иные направления, которые для них являются приоритетными. Чтобы мы с федерального уровня не «переставляли ноги» – не определяли, куда региону нужно двигаться. Будут ключевые показатели, а направление регионы будут определять сами», – пояснил замминистра.
Таким образом, инициативы и меры идут лавиной. Отельерам и УК при этом нужно смотреть, как те или иные «пакеты» мер влияют на конкурентную ситуацию в их ареале.
Какие свои пружины и трамплины они могут задействовать как в текущем времени, так и в перспективе.
Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.