Новый сбор приведет к подорожанию билетов, а польза от него неочевидна, говорят эксперты.
Минтранс вернулся к идее «Ростеха» ввести сбор с пассажиров на случай банкротства авиакомпаний или экстренных отмен рейсов. Об этом сообщает «Коммерсант» 5 июля.
Сумма сбора пока не определена, но в перевозчиках называют не менее 150–300 рублей с пассажира. Примечательно, что в самих авиакомпаниях считают такое подорожание билетов негативным для рынка, а пользу от сбора называют неочевидной. С другой стороны, по словам юристов, это решение может ускорить возврат денег за билеты в случае ухода авиакомпаний с рынка.
Напомним, идея дополнительного сбора с авиапассажиров при оформлении билетов для создания «резервного фонда поддержки пассажиров» обсуждалась в Минтрансе еще с 2021 года. В июне 2023 ведомство уведомило авиакомпании, что снова прорабатывает инициативу «Ростеха» о создании «национальной системы взаиморасчетов на воздушном транспорте» на базе единого оператора — АО «Авиагарант».
Стоит добавить, что «Авиагарант» возглавляет вице-президент Транспортно-клиринговой палаты (ТКП) Алексей Шубенков. При этом компания входит в «Международные процессинговые системы», а те на 75% принадлежат разработчику системы бронирования «Леонардо» «Сирене-Трэвел», еще на 25% — главе «Сирены» и члену совета директоров ТКП Михаилу Баскакову.
В одной из крупных авиакомпаний пояснили, что система взаиморасчетов уже существует на базе ТКП, размер сбора составляет 185 руб. И на данный момент ТКП уже и так обеспечивает гарантии возврата средств пассажирам. Таким образом, идея «Ростеха» может привести к дублированию платежей. А как будут распределяться функции между двумя структурами, взимающими сбор, тем более неясно. При этом близкие к «Ростеху» и Минтрансу собеседники издания заявили, что дублирование исключено.
Там пояснили: цель сбора в том, чтобы пассажир получил возмещение за счет средств резервного фонда в случае отмены рейса или, например, банкротства перевозчика. Сейчас подобного механизма нет — в действующем ФАП-82 не предусмотрен порядок действий в случае финансовых затруднений у авиакомпании. По мнению специалистов госкорпорации, фонд должен упростить и ускорить возврат денег пассажирам при форс-мажоре, чтобы им не пришлось ждать денег годами, как было в ситуации с «Трансаэро» или «ВИМ-Авиа».
Юристы считают, что механизм будет работать на благо пассажиров только при условии четкого определения условий вынужденных возвратов. Без этого его внедрение особого смысла иметь не будет, поскольку процесс доказательств причин для возврата через суд — долгая и сложная процедура.
По словам экспертов, если отчисления составят 150–300 рублей с билета, то при текущем пассажиропотоке годовой сбор фонда будет равен 15–30 млрд руб. Для компенсации пассажирам потерь при банкротстве перевозчика такой объем денег избыточен. Поэтому оптимальным выходом стало бы снижение суммы сбора до символических 50 рублей, а также четкий контроль за деятельностью самого «Авиагаранта», включая публикацию его расходов.
UPD: Позже Минтранс опроверг информацию об идее взимания дополнительных сборов с пассажиров в целях наполнения резервного фонда. Однако источники Profi.Travel сообщают, что она все же обсуждается.