«ПИЛЮЛИ» ДЛЯ ИЮЛЯ

Нужны дополнительные факторы, стимулы, обстоятельства для достижения желаемой загрузки и RevPAR отелями Санкт-Петербурга в июле? Или все как будто идет по плану?

Hotelier.pro углубился в изучение текущей ситуации на гостиничном рынке города.

Показатели работы гостиниц Санкт-Петербурга в первой половине летнего сезона неоднозначны. В чем-то они выглядят успешными, в чем-то шаткими.

В первой половине 2023 года число туристов в городе превысило 4 млн человек, что на 10% выше показателя за тот же период 2022 года – сообщил губернатор города Александр Беглов на заседании городского правительства 27 июня, где подводились итоги выполнения госпрограммы «Развитие сферы туризма в Санкт‑Петербурге».

В целом, для «нового времени» – после пандемии 2020-2021 и сюрпризов 2022 года – статистика выглядит неплохо.

Загрузка отелей на длинные выходные по случаю Дня Независимости России оказалась вполне «упитанной». Санкт-Петербург, в среднем, уступил по этому показателю только Калининграду и Ярославлю (см. данные Hotel Advisors в таблице ниже).

«ПИЛЮЛИ» ДЛЯ ИЮЛЯ

В самом деле, в 2022-2023 годах туристы вернулись из «деревень» в мегаполисы (см. публикацию на Hotelier.pro).

«За последние два года четко прослеживается тенденция роста загрузки отелей и хостелов в Москве, причём даже сезонность перестала быть ярко выраженной. Я бы даже сказала, что сейчас спрос намного больше, чем предложение – в «плохие месяцы» отели теперь заполнены так, как раньше только в самый разгар сезона!» – например, отмечала усиление спроса на Москву Ольга Буракова, генеральный менеджер бутик-отеля «Дюжина» и CEO УК Kinetic Hotel Group (см. статью).

Вместе с тем, уровень бронирования на тот же ПМЭФ (14-17 июня) в Санкт-Петербурге вызывал серьезную обеспокоенность отельеров. Если раньше все номера выкупались уже за 4–5 месяцев до события, то в этом году и за несколько дней до форума имелись свободные варианты.

«Если в 2019 году поток бронирований накануне и в день заезда был минимальным, то последние годы он приносит достаточно большой объем. В этом году наибольший объем броней принес период от 4 до 30 дней до заезда», – констатировали в Hotel Advisors.

По итогу, впрочем, ситуация оказалась не столь уж удручающей. По данным Hotel Advisors, загрузка выдалась практически на уровне 2022 года и выше, чем в 2021-м. При этом ощутимо вырос ADR, а за счет этого и RevPAR (см. таблицу ниже).

Однако – «Видим, что весь прирост среднего тарифа “съедается” снижением загрузки. Поэтому итоговый рост дохода на номер не очень большой: 15,5% по сравнению с 2022 годом и 7,4% к 2019 году», – отметили в Hotel Advisors.

«ПИЛЮЛИ» ДЛЯ ИЮЛЯ

По данным Hotellab, в период ПМЭФ средняя загрузка отелей города не превысила показатели 2022 года и уступила «картине дня» как 2019 года, так и 2021-го.

ADR, несомненно, вырос и затмил цифры предыдущих лет. За счет чего и RevPAR приподнялся.

«ПИЛЮЛИ» ДЛЯ ИЮЛЯ

«ПИЛЮЛИ» ДЛЯ ИЮЛЯ

Эксперты компании «Аэроклуб» проанализировали спрос на авиа- и ж/д билеты, а также гостиничную инфраструктуру Санкт-Петербурга со стороны представителей бизнеса в период проведения Петербургского международного экономического форума 2023 и увидели, что спрос на авиабилеты в Санкт-Петербург в период проведения ПМЭФ упал по сравнению с 2022 годом на 14% (-30% к 2019 году), при этом количество купленных железнодорожных билетов сократилось на 9% к прошлому году (-31% к 2019). Количество ночей, которые делегаты забронировали в отелях Санкт-Петербурга, также уменьшилось на 19% по сравнению с 2022 годом и на 12% к 2019.

Более половины представителей бизнеса остановились в даты ПМЭФ в отелях категории «четыре звезды» (55%), на трехзвездочные гостиницы пришлось 21% бизнес-туристов. На объекты размещения без категории, к которым относятся в том числе квартиры и апартаменты, пришлось 9% забронированных ночей.

При этом по сравнению с 2022 годом объем ночей, забронированных в пятизвездочных отелях, сократился на 42% (-24% к 2019), отели категории «четыре звезды» потеряли 9% бизнес-туристов (+12% к 2019). Трехзвездочные гостиницы потеряли 12% ночей.

Мы ощущали сильный подъем внутреннего туризма в 2021–2022 годах, но все время интерес на высоком уровне держаться не может. Возникает пресыщенность от внутреннего туризма – полагает Юнис Теймурханлы, совладелец отеля «Гельвеция».

К тому же, если в 2022 году на рынок влияли отложенный спрос из-за пандемии и закрытие границ из-за СВО, в 2023 году эти факторы ослабели.

«Спрос на вторую половину июня полностью оправдал наши ожидания. Все наши отели показывали результат даже чуть выше, чем планировалось, – сообщил Дмитрий Мельников, генеральный менеджер компании WONE Hotels, управляющей отелями Palace Bridge, Vasilievsky и Olympia Garden. – Благодаря слаженной работе нашего отдела продаж и revenue у нас очень сбалансированный микс: это и семьи, и деловые индивидуалы, и бизнес-группы».

«Спрос на вторую половину июня был ожидаемо высоким, однако он не «дотянул» до спроса прошлого года за этот же период времени, – рассказала Ольга Киселева, генеральный директор гостиницы “Адмиралтейская”. – Бронирований на июль гораздо меньше, чем в прошлом году на текущую дату. В июле мы отмечаем падение загрузки на 20%. Окно бронирований снова сокращается от 1-2-х недель до 2 дней. Средняя продолжительность проживания во второй половине июня составила 3,6 дней и в основном к нам приезжают гости с детьми погулять по городу».

«Спрос на вторую половину июня оправдал ожидания. Загрузка наших отелей 4* составила 85-90%, – отметила Ирина Суслова, коммерческий директор Catherine Hotels. – Если говорить об открытых ценах, то стоимость проживания превысила среднюю стоимость 2022 года. Правда, групповые цены в этом году остались на прежнем уровне. В целом, в наших отелях загрузка относительно прошлого года выросла на 7%, показатель RevPar увеличился на 5,5%».

«Если говорить об июле 2022 года, на данный момент мы видим довольно высокий спрос. В наших отелях уже забронировано 84% номерного фонда, что значительно превышает данный показатель по сравнению с прошлым годом по состоянию на конец июня, – продолжила топ-менеджер. – Целевая аудитория наших отелей практически не отличается от аудитории прошлого года. Это большое количество гостей из регионов России, наши постоянные гости из разных уголков России. Также, в этом году достаточно иностранных гостей из Ирана. Средняя продолжительность проживания летом этого года – 4 ночи. Хотя мы наблюдаем большой спрос на проживание от 7 ночей. Также в этом году неплохо едут корпоративные клиенты, но это, как правило, проживание от 1 до 3 ночей».

«Спрос высокий и соответствует ожиданиям за июнь, – поделилась Екатерина Егорова, генеральный менеджер отеля «Новый Петергоф». – Вместе с тем, отмечаем очень короткое плечо бронирования, поэтому сложно прогнозировать июль и август. Это общая тенденция года. У нас основной сегмент июня – деловой туризм, MICE. Также едут индивидуальные гости из Москвы и Санкт-Петербурга».

Один из отелей на Выборгской стороне сообщил, что спрос на весь июнь оказался не таким, как его планировали, показатели по ADR сложились в районе бюджета, однако загрузка оказалась меньше запланированной по месяцу. Вторая половина июня (после ПМЭФ) выглядела хуже этого же периода в 2022 году. При этом уровень предварительных бронирований на июль не отвечает ожиданиям. Количество ночей проживания стабильное – 2-3 ночи.

Загрузка отелей города после пандемии так и не восстановилась – признает глава Комитета по развитию туризма города Сергей Корнеев.

В Санкт-Петербурге именно иностранный туризм выступал локомотивом отрасли. Из 10,5 млн гостей города в доковидном 2019 года на интуристов приходилось 4,9 млн человек (и 60% оборота туротрасли!).

Сегодня средний чек российского туриста составляет 39,7 тысячи рублей за всю поездку, путешественник из ближнего зарубежья тратит на поездку в Санкт-Петербург 65 тысяч рублей, из дальнего зарубежья — 113,5 тысяч рублей.

Бюджетов одних россиян на полное восстановление туристической «машины» города может не хватить ни в этом году, ни в следующем. Тем более, что Санкт-Петербург стал испытывать сильную конкуренцию со стороны Москвы и других городов и регионов страны в борьбе за «нового» туриста.

Пандемия сильно изменила структуру туристического потока в Санкт-Петербурге – полагает член правления Содружества профессиональных гидов, переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга Александра Маяк. «Турист хочет не знаний, а впечатлений» (см. публикацию).

В таких условиях отельеры думают, как отстраиваться от конкурентов. Например, Crown Hotel by Renaissance Development 5* обзавелся спа-зоной, а сеть отелей Academia Land стала позиционировать себя не как апарт-отели, а как suite-отели.

Станет ли «пилюлей» для июля форум «Россия-Африка», запланированный в Санкт-Петербурге на 27-28 июля?

Вероятно, большинству отелей (где не ожидается официальных делегаций и гостей) не стоит делать ставку на это событие – прогнозирует Hotel Advisors и приводит текущую картину по загрузке на этот период: она пока не указывает на повышенный спрос.

«ПИЛЮЛИ» ДЛЯ ИЮЛЯ

Со своей стороны Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга видит выход из определенного «клинча» в развитии новых направлений туризма.

«В рамках подпрограммы «Диверсификация туристского предложения» Комитет совместно с предприятиями сферы гостеприимства активно развивает направления туризма, объединяющие не только познавательные, но и образовательные, воспитательные функции», – сообщил Сергей Корнеев.

В том числе, власти города готовы даже сотрудничать с торговыми центрами для открытия на их крышах легальных смотровых площадок ).

Немало факторов может оказать влияние на то, каким сложится июль для отельеров Санкт-Петербурга и какие «пилюли» сработают (когда уже отыграны сюжеты с ПМЭФ и «Алыми Парусами»).

По данным дашборда TravelLine – Санкт-Петербург продолжает занимать третье место в общероссийском спросе (уступая Москве). При этом Санкт-Петербург является одним из самых дорогих направлений для туристов в стране.

Таблица: Данные TravelLine о бронированиях в онлайне в период 19 июня – 2 июля 2023

«ПИЛЮЛИ» ДЛЯ ИЮЛЯ

В июле по Санкт-Петербургу ожидается сохранение заметной прибавки и в бронях, и тарифах к уровню 2022 года.

Таблица: Данные TravelLine о бронированиях отелей Санкт-Петербурга на июль 2023.

«ПИЛЮЛИ» ДЛЯ ИЮЛЯ

Относительно высокие средние цены на проживание сохранятся в городе до конца августа. Однако прирост ADR к уровню ADR в 2022 году с августа уже практически начинает сходить на нет. Таким образом, отельерам Санкт-Петербурга остается практически только июль, чтобы отыграть повышение расценок. Хорошая новость в том, что средняя продолжительность пребывания стремится к уровню 4,5 ночей, а не 2,9 – как было раньше.

Таблица: Данные TravelLine о бронированиях отелей Санкт-Петербурга в перспективе трех следующих месяцев.

«ПИЛЮЛИ» ДЛЯ ИЮЛЯ

Hotelier.pro в содружестве с партнерами продолжает следить за ситуацией на рынке – во всем его «неоднообразии» и поделится с вами новыми данными.

Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.