Но главный плюс изменения Воздушного кодекса для пассажиров эксперты видят в другом.
Госдума приняла в третьем чтении поправки в Воздушный кодекс. С точки зрения авиаэкспертов и юристов, теперь у пассажиров появится больше оснований на то, чтобы взыскать с перевозчика деньги. Рассказываем, что поменялось, и какие перспективы это открывает для клиентов авиакомпаний.
Согласно принятым поправкам, минимальный размер штрафа за задержку вылета авиарейса и доставки багажа увеличивается в четыре раза: «в статье 120 слова «двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» заменить словами «ста рублей».
Таким образом, если в 2023 году за 10 часов задержки можно было получить 220 рублей (исходя из размера МРОТ), то с 1 апреля 2024-го — 1 тыс. рублей
Авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин полагает, что новые правила могут привести к увеличению количества требований пассажиров компенсировать им опоздание вылета: «Раньше в принципе немногие обращались за компенсацией, это были единичные случаи. С увеличением суммы штрафа в четыре раза это более экономически целесообразно».
При этом, по мнению руководителя ЮА «Персона грата», основателя канала «Юридические новости — Туризм» Георгия Мохова, увеличение размера штрафа вряд ли окажет сильное влияние на ситуацию, поскольку остается ограничение максимальной суммы — 50% от цены билета. Кроме того, перевозчики не несут ответственности за задержки по погодным условиям, техническим и прочим объективным причинам.
Гораздо большее значение имеет следующее нововведение: «Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения ему убытков, причиненных в связи с просрочкой его доставки или багажа в пункт назначения, в полном объеме сверх предусмотренного настоящей статьей штрафа. Причиненные убытки возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
«Возможность потребовать возмещение убытков — это уже серьезно и дает судебные перспективы. Прежде на моей практике бывали иски о возмещении убытков из-за задержки рейса. Причины могли быть разные: опоздание на дорогой круиз, сокращение времени отдыха, пропавший новогодний ужин, моральный из-за опоздания на свадьбу и т.д. Но взыскать с перевозчика удавалось достаточно редко. Теперь само право пассажира, прописанное в Воздушном кодексе, облегчает основания его требования», — объяснил Георгий Мохов.
При этом авиаэксперты добавляют: с одной стороны, авиакомпании, безусловно, будут всеми силами избегать ответственности, ссылаясь на погодные условия, или угрозу безопасности полета. Поэтому не стоит полагать, что судьи начнут повсеместно вставать на сторону пассажиров в подобных случаях. С другой, они подчеркивают: при длительной задержке авиакомпании и так обеспечивают пассажиров едой, напитками, а также размещают в гостиницах (если ожидание рейса составило более восьми часов в дневное время и шести часов в ночное время). И траты, которые они несут при этом, гораздо больше, чем 1 тыс. рублей, которую можно будет получить, согласно новым правилам.