О чем министр транспорта докладывал президенту и какие возражения ему пришлось отрабатывать
Вчера президент Путин по видеосвязи провел совещание с членами правительства, на котором спросил министра транспорта Савельева: «Виталий Геннадьевич, как у нас с перевозками авиационными сейчас?»
В ответ последовал доклад, на основании которого можно сделать выводы о политике Минтранса в сфере авиаперевозок.
Вывод 1. Острая фаза кризиса миновала, большие объемы субсидирования не нужны, это позволило сократить помощь отрасли. «В 2023 году на цели субсидирования отрасли будет направлено 58 млрд руб. Это в 3 раза меньше, чем было в прошлом году». В 2022 году субсидии составили 174 млрд руб.
Вывод 2. Рост стоимости билетов обоснованный, у «Аэрофлота» в среднем составляет 6,8%. Тем, кто превысит этот показатель, придется иметь дело с ФАСом.
Цитаты и тезисы из доклада Савельева: «Повышение цен традиционно приходится на летний период, что позволяет компенсировать недополученные доходы низкого сезона».
Рост операционных расходов авиакомпаний за 5 месяцев 2023 года составляет 4,3% к уровню прошлого года.
Несмотря на рост издержек и сокращение субсидирования, авиакомпаниям удается сдерживать рост стоимости билетов.
По данным ФАСа, подорожание за период с января по май 2023 года составило 6,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в среднем по всем авиакомпаниям.
Стоимость перевозки у «Аэрофлота» с января по май 2023 года увеличилась в среднем на 6,8%. Однако в сравнении мая 2023 года к маю 2022 года удорожание составило 14,7%, что можно также объяснить низкой базой отсчета, потому что были использованы субсидии в большом объеме в прошлом году.
«В отдельных авиакомпаниях на некоторых направлениях фиксируется ещё более высокое удорожание, и по этим случаям мы совместно с Федеральной антимонопольной службой внимательно отслеживаем ситуацию и принимаем необходимые меры».
Рыночная ситуация нормальная, Минтранс фиксирует опережающее выполнение плана по авиаперевозкам и рост спроса на билеты.
На вопрос президента РФ о том, на каких направлениях стоимость билетов выросла значительней – на внутренних или международных, – министр ответил: «Это отдельные маршруты, зависит от спроса». И пояснил, что международные рейсы всегда дороже, так как оплачиваются в валюте «по тем странам, куда мы летим». В качестве примера привел Турцию и Арабские Эмираты – именно в таком порядке.
Виталий Савельев также обратил внимание на отдельные российские направления, где отмечается большой спрос, это приводит к росту цен, но не назвал их. Зато напомнил об «отсутствии функционирования наших 11 южных аэропортов», из-за чего внутренние перевозки «немного отстают от плана, как это было в прошлом году».
На этом интерес президента к теме не иссяк. Владимир Путин напомнил министру о том, что одна из причин роста тарифов на авиабилеты – сложности доставки необходимых запчастей, – и пожурил Савельева за то, что еще в бытность главой «Аэрофлота» тот настаивал на закупке иностранной техники. «Помните… я вас уговаривал заказывать как можно больше отечественных судов. Мы с вами даже, условно, ругались на этот счет. Вы мне говорили, что западные партнеры надежные, всё там хорошо и они хорошие. Но теперь наши производители авиационной техники, конечно, в одночасье не могут расширить свои производственные возможности, это потребует определенного времени, несмотря даже на то, что заказ появился, он увеличивается», – сказал президент. Но завершил обсуждение вполне миролюбиво: «Тем не менее очень рассчитываю на то, что в контакте с коллегами из производственной отрасли, из Министерства промышленности, с предприятиями эта задача тоже будет решена и потребности в перевозках будут обеспечены».
27.07.2023: