Российский союз туриндустрии (РСТ), Федерация рестораторов и отельеров (ФРИО), Российская гостиничная ассоциация (РГА), Союз туризма и гостеприимства предложили главе Минэкономразвития Максиму Решетникову ввести в гостиничной отрасли налоговый маневр, снизив налоги для крупных отелей
Как следует из письма за подписью руководителей четырех организаций, это позволит повысить рентабельность гостиничной отрасти и привлечь в нее инвесторов.
В письме отмечается, что, несмотря на оказываемые государством меры поддержки гостиничной отрасли, рентабельность капитала крупных коллективных средств размещения, работающих на общей системе налогообложения, практически равна нулю. Соответственно их инвестиционная привлекательность находится на крайне низком уровне по сравнению с более маржинальной частью туристической отрасли, то есть малыми и средними предприятиями, которые работают на упрощенной системе налогообложения.
Существующая система налоговых преференций для крупного гостиничного бизнеса не ведет к росту их рентабельности. Так, освобождение гостиниц от НДС при оказании услуг по размещению привело к росту налога на прибыль, что фактически свело на нет эффект этой меры поддержки.
При этом совокупный объем налоговой нагрузки у предприятий на общей и упрощенной системе налогообложения различается почти в 8 раз. Это дает большое конкурентное преимущество в борьбе за инвестора именно субъектам малого и среднего предпринимательства.
«Считаем, что снижения общей фискальной нагрузки на отрасль можно добиться благодаря введению специальной отраслевой налоговой системы, налогового маневра по образцу стран, в которых такой маневр обеспечил взрывной приток инвестиций в инфраструктуру туризма и резкий рост строительства новых средств размещения», – говорится в письме главе Минэкономразвития.
Четыре общественные организации предлагают:
– освободить от НДС все услуги, которые оказываются в гостиницах и других средствах размещения. Сейчас нулевая ставка налога действует только на выручку непосредственно от оплаты проживания. Рестораны также освобождены от НДС, но льгота не распространяется на точки, размещенные в гостиницах;
– снизить предельную ставку по налогу на имущество с 2,2% до 0,25% от кадастровой стоимости на площадь номеров, умноженную на два. Вся инфраструктура, которая находится за пределами этой удвоенной площади, от налога на имущество освобождается. Такой подход объясняется соотношением общей и полезной площади. Нередко номерной фонд в крупных туристических центрах занимает в 5–6 раз меньшую площадь по сравнению с общей;
– освободить гостиницы и другие средства размещения от налога на прибыль;
– снизить для их сотрудников ставку страховых взносов как минимум до того же уровня, который предусмотрен для компаний из сферы IT (7,6%).
– снизить ставку для пользователей УСН «Доходы» с 6% до 2%.
По расчетам авторов письма, в итоге рентабельность капитала в туризме повысится примерно на 5-6%. В 2022 году в бюджеты разного уровня поступило 58,6 млрд руб. от отрасли, подсчитали в объединениях. Если бы фискальная нагрузка была снижена так, как это предлагает турбизнес, сборы составили бы 53,5 млрд рублей.
Правда, предлагаемый к введению налоговый маневр необходимо осуществлять параллельно с уже начатым процессом легализации деятельности гостевых домов и туристического жилья, а также процессом установления для них отдельных реестров и условий классификации по аналогии с гостиницами. Объем услуг размещения в этом сегменте рынка не поддается точным подсчетам, однако очевидно, что без вывода его из тени эффекта от предлагаемых мер не будет, так как поток инвестиций сместится к наименее урегулированным и наименее контролируемым государством средствам размещения.
Авторы письма заявляют о своей готовности принять активное участие в проработке вопросов совершенствования системы налогообложения туристской отрасли. Письмо сопровождается расчетами, проведенными экспертами отрасли.