НОВАЯ КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА – НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ

Как известно, Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку с 15 августа 2023 года на 350 б.п. – до 12,00% годовых.

В комментарии к решению говорилось, что по оценке ЦБ на 7 августа 2023, темпы прироста цен в стране увеличилась до 4,4% в годовом выражении и продолжают ускорение. За последние три месяца годовая инфляция с поправкой на сезонность составила 7,6% в пересчете на год, годовая базовая инфляция достигла 7,1%.

Как отразится решение Банка России на отельерах и сфере гостеприимства?

Hotelier.pro обратился к отельерам, чтобы узнать их мнение.

Вадим Прасов, управляющий партнер УК «Альянс Отель Менеджмент»:

«Глобально – никак не отразится. Постановление 141 от этого не отменят. Хотя расходы на субсидирование процентной ставки для государства вырастут. Очевидно, что какая-то часть проектов, реализуемая на кредитные деньги, но вне 141-го постановления, могут на некоторое время встать на паузу, не форсируя основную фазу строительства до момента возвращения кредитных ставок к разумным значениям».

Дмитрий Мельников, генеральный директор компании WONE Hotels:

«Пока очень сложно сказать, как повышение ставки скажется на нашей сфере. Скорее всего, влияние будет иметь отложенный эффект, почувствуем мы его где-то через полгода-год».

Андрей Ткачев, генеральный директор компании «Норд Хотелз», в интервью Hotelier.pro, отвечая на вопрос «Как скажется на работе отелей обвал рубля последних недель?», сказал следующее:

«Скажется максимально плохо – на всех типах отелей без исключения. По мере негативного воздействия, думаю, обвал рубля сравнится с потерей иностранных туристов последних двух лет. Мы очень зависимы от иностранной составляющей в расходных материалах, текстиле, профессиональной химии, отделочных материалах, используемых при ежегодной реновации. Все это плавно подорожает к новому году на 25-30%, а стоимость наших услуг мы вынужденно увеличим не более, чем на 10-12%. Разность этих значений зачастую как раз и составляет всю маржинальность гостиничного комплекса. «Бульон из-под яиц» предстоит нам готовить в будущем году, похоже». (см. интервью целиком).

Анна Косарева, исполнительный директор управляющей гостиничной компании Elements Hospitality:

«Как известно, экономически негативные последствия повышения ключевой ставки — это высокие ставки по кредитам, замедление экономики и производства и снижение покупательной способности. Для нашего бизнеса первый пункт самый существенный, так как стоимость строительства или покупки отелей становится менее выгодной, поскольку банковские кредиты, в основном, формируются по принципу «ключевая ставка + % банка. Не забываем также о необходимости обслуживания и существующих кредитов! Как следствие, повышение ключевой ставки может привести к снижению инвестиций в развитие, модернизацию и улучшение услуг, что в конечном итоге способно отразиться на конкурентоспособности гостиничного предприятия.

При этом в операционной деятельности мы наблюдаем рост себестоимости: дорожают продукты, комплектующие, стоимость ремонтов, логистики – из-за роста цен на бензин и дизельное топливо. Потенциально могут повыситься тарифы ЖКХ и т.д., что неизбежно приведет к снижению маржинальности бизнеса. Увеличивать стоимость номеров и услуг при снижении покупательной способности не является лучшей стратегией. Однако предприниматели в отрасли могут принять меры, чтобы управлять рисками, связанными с увеличением ключевой ставки, а именно: поиск альтернативных источников финансирования, улучшение операционной эффективности, разработка стратегий для привлечения и удержания клиентов. При высокой ключевой ставке хеджирование рисков не поможет в моменте, но поможет в случае ее дальнейшего роста. Необходимо думать об улучшении операционной эффективности: сосредоточиться на снижении издержек и оптимизации операций. Это может включать автоматизацию процессов, улучшение систем управления и контроля, а также повышение энергоэффективности. К возможным плюсам повышения ключевой ставки относятся контроль инфляции и стабилизация экономики, что может быть благоприятно для долгосрочной устойчивости гостиничного бизнеса, укрепление финансовой системы, что способно создать более стабильную и надежную среду для предпринимателей в отрасли».

Михаил Швецов, совладелец MIROTEL:

«Я расцениваю данную ситуацию с точки зрения экономики: нужно было удержать курс. Курс свыше 100 рублей за доллар действительно уже критичен для людей. Тем более, сейчас идет период отпусков. Соответственно, люди ещё планируют отпуска, сидят на чемоданах, отправляются в путешествия. Многие не оплатили свои поездки. Поэтому где-то это неплохая мера, но я боюсь, что, если эту меру затянуть и, допустим, сохранить до октября или конца года, то это поведёт к последствиям. Я о том, что те проекты, которые сейчас были в стадии «прорисовки» и в их экономике банковский процент закладывался, я думаю, на уровне, приблизительно 80% не более, то многие проекты, в том числе, в гостиничной индустрии, могут остаться не запущенными/ Изменение ставки может быть критично с открытием финансирования тех проектов, которые были заявлены. Здесь надо упомянуть о том, что тот госпроект, который предусматривал кредитование строительства отеля от 120 номеров по кредитной ставке от 3,5% или между 3-5 процентами, после того, как ведение туризма было передано от Ростуризма в Минэк, перестал принимать заявки на текущий момент. Эти заявки не работают. То есть, если в гостиничной индустрии не появится заново льготное кредитование, мы, к сожалению, столкнёмся с нереализацией тех планов, что государство планировало в сфере туризма и, соответственно, тех, что ожидались на рынке/ Может быть два варианта развития событий. Первый – вернуть ключевую ставку. Но думаю, что это, во-первых, сложно, во-вторых, возможно, приведёт к другим катастрофическим последствиям для экономики. Второй – собственно заново развёртывание той программы льготного кредитования, которая существовала.

Соответственно, если финансирование по госпрограмме продолжится на уровне 3,5%, многие работы по реконструкции продолжатся. Но существует один аспект. На текущий момент госпрограмма подразумевала финансирование строительства отелей от 120 номеров. Здесь я вижу кардинальную проблему – фактически для того, чтобы в большом отеле сделать какую-то реконструкцию, построить один корпус, бизнес мог претендовать на эту модель, но, допустим, если речь о гостевом доме на 20, 30, 40 номеров, они не могли получить такое финансирование, даже если у них глобально оформлена переделка проекта, допустим, построенного в советские годы. Это конечно, неправильно и здесь, соответственно, нужно быть более гибкими, вводить новые стандарты. Возможно, предлагать разные кредитные программы, дабы обновить номерной фонд, который, у многих был возведён ещё в советское время и не был реконструирован нормально».

Кстати, экономисты ФРС США подтвердили, что мировой туризм зависит от колебаний курса доллара. Рост доллара на 1% ведет к уменьшению мировых туристических потоков на 0,12%, что оказывает влияние даже на страны с гибкими валютными курсами.

Вопрос о том, чем определяется объем туристических потоков в мире, интересует растущее число экономистов не случайно. Хотя доля индустрии отдыха и гостеприимства в среднемировом ВВП — не более 5%, в ряде стран объем доходов от нее превышает 25%, и, как правило, эти страны (часто небогатые) строят свои макростратегии на ускоренном развитии этого сектора и на конкуренции с другими туристическими регионами.

В России на самом высоком уровне поставлена задача наращивать вклад туризма в ВВП страны

Что касается действий Банка России, то

«Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке исходя из того, в какой мере фактическая и ожидаемая динамика инфляции относительно цели, процесс структурной перестройки экономики, а также риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков будут способны дополнительно усилить риск отклонения инфляции вверх от цели вблизи 4% в 2024 году. И в случае усиления проинфляционных рисков возможно дополнительное повышение ключевой ставки», — говорится в заявлении Банка.

Тристан Бернар как-то сказал: «Глупее оптимизма может быть только пессимизм».

А вы как думаете?