НАТУЖНО ИЛИ НЕ ОЧЕНЬ? НО НУЖНО! РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ

Очевидно, что без определенных стимулов, поддержки, мер – такое дело, как развитие гостеприимства в России движется гораздо более медленными темпами, чем могло бы.

Задача создания 238 000 новых номеров в гостиницах для обеспечения 140 млн поездок по России к 2030 году, о которой постоянно говорят власти, настолько амбициозна, что сопоставима с проведением нескольких сочинских олимпиад.

По мнению президента Российского союза предприятий туристской индустрии (РСТ) Ильи Уманского, для наращивания турпотока и увеличению номерного фонда в России важно принять ряд решений – таких, как:

  • Расширить импортозамещение товаров, цифровых технологий, медицинского оборудования, используемых в отрасли
  • Создать условия для обновления автобусного парка
  • Создать равные конкурентные условия для работы гостиниц и гостевых домов
  • Сформировать реестр средств размещения и ограничить возможность рекламы игроков, не входящих в него
  • Распространить льготный НДС для предприятий общественного питания на рестораны, работающие внутри отелей.

«Особенно остро стоит вопрос с материалами для комплектования номерного фонда. Например, в России не производится ковролин для использования в гостиницах», – подчеркивает президент РСТ.

Главным препятствием для эффективного развития гостиничной отрасли в России является низкий уровень рентабельности.

«По данным Росстата, рентабельность активов в гостиничной отрасли в 2008 году составляла 15% и именно в эти годы у нас все развивалось. Но к 2019 году мы пришли с показателем ноль, а в 2022 году Росстат зафиксировал минус 0,2%. Это то состояние, в котором находятся инвесторы, а их призывают вкладываться в отрасль», – говорит Илья Уманский.

«Для повышения рентабельности необходимы отмена НДС на дополнительные услуги гостиниц и введение невозвратных тарифов, – считает глава РСТ. – Гостиницы получили нулевую ставку по НДС, но только на услуги размещения. Есть вторая часть – отмена НДС с дополнительных услуг, которые оказывают отели, в первую очередь, с услуг питания».

«Предприятия гостиничной индустрии платят за коммунальные услуги по той же ставке, что и промышленные предприятия, хотя оказывают услуги непосредственно людям, – добавляет соруководитель комитета РСТ по гостиничной деятельности, и инвестор отеля «Индиго» в Санкт-Петербурге Виктория Шамликашвили. – Разница тарифов для частных лиц и для отелей, находящихся на ОСНО, катастрофическая. Что касается зарплат: даже если предприятие является объектом МСП, входит в реестр МСП и имеет льготу, страховые взносы составляют 19-25%, но никак не 15% в связи с наличием нормы об оплате по полной ставке с суммы МРОТ. Дополнительно, естественно, оплачивается 13% НДФЛ».

«Туризму нужны такие меры поддержки как селу. От централизованных минимальных ставок земельного налога до условий кредитования — на постоянной основе, а не на пять лет», — считает почетный президент РСТ Сергей Шпилько.

Одна из ключевых задач при этом борьба с перегревом рынка в высокий сезон (что стимулирует рост цен и увеличивает дисбаланс в соотношении цены и качества). По мнению Сергея Шпилько, без кешбэка или его аналога тут не обойтись: «Чтобы снизить давление на рынок в высокий сезон, надо растягивать турпотоки во времени и пространстве, возвращая в том или ином виде кешбэк», – говорит он.

Также – словно подхватывая слова Виктории Шамликашвили – почетный президент РСТ заявляет о необходимости снижать отчисления в социальные фонды, потому что без этого чрезвычайно сложно существенно повысить заработную плату. А ее повышение необходимо для того, чтобы индустрия гостеприимства могла рассчитывать на квалифицированный линейный персонал, без которого невозможно повысить качество обслуживание.

Между тем, власти понимают, что сами по себе новые (и имеющиеся!) гостиничные номера могут повиснуть в воздухе, если локации не будут притягивать туристов. Например, РОССИИ НУЖНЫ АТТРАКЦИОНЫ (см. публикацию).

Нужны и зоны дорожного сервиса (см. публикацию).

Между тем, некоторые инвесторы замораживают и пересматривают даже существующие проекты, не говоря уже о начале новых. Банкиры отмечают высокие риски туриндустрии. В результате, цели по номерному фонду возможно придется сократить почти вдвое, а вместо части гостиниц появятся кемпинги – сообщает «Ъ».

Президент Cosmos Hotel Group Александр Биба опасается смещения вектора господдержки в сторону других направлений и секвестирования бюджета, выделяемого на развитие туротрасли. Он предлагает в такой ситуации рассматривать отказ от части нереализованных проектов и как стратегический шаг в пользу покупки действующих объектов, что наиболее выгодно (отмечает «Ъ» в той же публикации).

Старший банкир банка ВЭБ.РФ Антон Перин говорит, что доходность в туриндустрии «в принципе далека, например, от сегмента добычи и производства природных ресурсов». Банки смотрят на проекты «предельно консервативно», особенно на те, которые планируется реализовать вне сложившихся туркластеров. Тогда требуются увеличение собственного вклада инвесторов и стороннее поручительство.

Hotelier.pro регулярно обращается к вопросу, КАКИЕ МЕХАНИЗМЫ НУЖНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ? (см. недавнюю публикацию на этот счет/).

Очевидно, что стимулы, меры поддержки, гранты, комплексные программы развития – это тот «экзоскелет», без которого бурное развитие инфраструктуры туризма и гостеприимства в России начнет буксовать.

Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.