События, связанные с гибелью в Карелии 14-ти детей, стремительно развиваются. Уже 21 июня Петрозаводский городской суд арестовал директора ООО “Парк-Отель “Сямозеро” Елену Решетову и её заместителя Вадима Виноградова. О том, какие уроки дает эта трагедия индустрии гостеприимства эксклюзивно для Hotelier.PRO рассказал юрист Эдуард Шалоносов.
Судебное заседание проходило в закрытом режиме. Следователь просил суд арестовать Решетову на два месяца, так как она может скрыться от правоохранительных органов.
По факту случившегося Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по ч.3 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) и по ст.293 УК РФ (халатность, повлекшая смерть двух и более лиц).
В рамках первого дела были задержаны пять человек: Решетова, Виноградов, инструктор Валерий Круподерщиков и двое других инструкторов: Людмила Васильева и Регина Иванова.
В рамках второго дела был задержан глава управления Роспотребнадзора по Карелии Анатолий Коваленко. В СКР подчеркивали, что в республиканское управление ведомства “неоднократно поступала информация о многочисленных нарушениях», допускаемых руководством ООО «Парк-отель “Сямозеро”, но Коваленко и его подчиненные «в течение года не приняли никаких мер”.
Напоминаем, что 14 воспитанников детского лагеря “Парк-отель “Сямозеро” в возрасте от 12 до 15 лет погибли во время сплава по Сямозеру в субботу, 18 июня, во время шторма. Известно о случившемся стало лишь на следующий день. Тело одного ребенка до сих пор не найдено.
После гибели школьников на озере Сямозеро российское правительство распорядилось проверить 9,5 тыс. летних лагерей. Причиной трагедии назвали непрофессионализм персонала. Его решено побороть более жесткими правилами тендеров на детский отдых.
Эксперт Hotelier.PRO, юрист Эдуард Шалоносов прокомментировал обстоятельства трагедии и выделил те уроки, которые стоит извлечь из неё индустрии гостеприимства:
Факты – 18 июня 2016 года в Карелии произошла трагедия. 14 детей, проходивших обучение в так называемой школе рейнджеров, погибли на Сямозере. Еще 37 детей и взрослых чудом остались в живых, когда их лодки и плот в условиях шторма перевернулись далеко от берега. Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов назвал произошедшую во время организованного отдыха трагедию крупнейшей за последние годы в России, пообещав вместе с прокуратурой проверить все детские лагеря на предмет соблюдения в них правил безопасности.
Между тем ЧП вполне можно было избежать, если бы организаторы конкурсов, которые неизменно выигрывало ООО “Парк-отель Сямозеро”, а также родители, отправлявшие в его лагерь детей, просто обращали внимание на многочисленные претензии, которые предъявляли к лагерю как сами отдыхающие, так и надзорные органы.
Как это обычно бывает, все средства размещения так или иначе связанные с детским отдыхом в самое ближайшее время накроет волна проверок. И активность чиновников будет настолько высока, что, порой вступит в противоречие со здравым смыслом. Провести проверки, конечно, нужно и, возможно, это крайне необходимо, да только это поставит под сомнение ряд документов, которыми руководствуются аналогичные объекты размещения с направлением детский отдых. И важно, что в этой ситуации нужно и можно – это получить очень дорогой для страны опыт. Опыт, который поможет избежать в будущем тех событий, в результате которых произошла эта трагедия и могут произойти новые.
На мой взгляд, огромному числу управляющих, юристов и лиц, занятых в сфере гостеприимства и обустройства детского отдыха, придется взяться за карандаш, прочитать и проверить внимательно с карандашом документы, регулирующие детский отдых.
Сценарий, по которому развивались события той трагической минуты: 18 июня 12-14-летние отдыхающие из детского оздоровительного лагеря ООО “Парк-отель Сямозеро” отправились в плавание по озеру. В рамках школы “Рейнджеры-2016” они должны были пройти программу “Помор”, а именно: научиться управлять лодками, в том числе в экстремальных условиях, изучить основы спасательных работ и оказания первой помощи на воде. Но спасать в итоге пришлось самих будущих рейнджеров.
Как сообщили в региональном управлении МЧС, еще за день до трагедии было объявлено о резком ухудшении погоды — сильных грозе и ливне, которые будут сопровождаться порывами ветра до 20 м/с. Указанное событие имеет особую важность для лиц, имеющих специальный статус, независимо от того идет ли речь о детском лагере или отеле – начиная от генерального управляющего отелем (директора лагеря), его заместителя, инструкторов и всех, кто осуществляет береговую охрану акватории прилегающей к отелю/лагерю.
Именно эти специально обученные люди обязаны не просто обращать внимание на прогноз погоды, они обязаны предпринимать больше, чем от них зависит во благо сохранения здоровья детей, вверенных им на период отдыха.
Как эксперт я выделяю тех персоналий, которые, по моему мнению, понесут заслуженную ответственность за случившееся. В первом ряду лицо, которое подлежит наказанию – это генеральный директор ООО “Парк-Отель “Сямозеро”. Ко второму ряду необходимо отнести лиц, обеспечивающих надзор за детьми – это инструкторы, спасатели на берегу и на воде, которые обязаны присутствовать при любом мероприятии, связанным со сплавом по водному пространству.
Ответственность также разделим на ДВЕ категории: 1) установленная гражданским законодательством; 2) ответственность, регулируемая уголовным законодательством.
Гражданская ответственность определяет: страховые выплаты пострадавшим – это родители и родственники погибших или пострадавших детей, пострадавшая сторона вправе потребовать возврата полной стоимости денежных средств, оплаченных за отдых, к требованию материальному можно также применить моральный вред. Суммы морального вреда высоки и, тем не менее, по практике редко доходят до 500 000 либо 1 000 000 рублей.
И вместе с тем, виновник трагедии обязан понести наказание. Уголовная ответственность: статья 293 УК РФ. Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Соответственно, каждое должностное лицо может понести наказание до 7-ми лет свободы. Санкция данной статьи ограничена исключительно 7-ю годами заключения. В качестве примера можно посмотреть на ту же самую ситуацию – Статья 105. Убийство наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью. Разве нужно дожидаться, когда Президент России подпишет изменения в статью 293 Уголовного кодекса РФ и санкция увеличится либо приравняется к статье 105, того же кодекса?
Подводя итоги, возможно, выскажусь резко и, тем не менее, пользуясь статусом юриста-эксперта, позволю сообществу напомнить аналогичные ситуации, произошедшие в лагере детского отдыха “Дон”. Считаю необходимым напомнить и произошедшую в 2011 году трагедию на Азовском побережье – где педагоги в период нахождения детей в лагере “неоднократно самостоятельно принимали решения об организации купания школьников не на пляже лагеря, где оборудовались места для купания и имелись квалифицированные спасатели, а в иных местах Ейского района”.
До каких пор детскими лагерями отдыха будут руководить такие архинекомпетентные управленцы?
Что нужно делать? Например, создавать отраслевые Альянсы, которые помогают усовершенствовать работу отелей, турбаз и лагерей отдыха. Законодатель с 1 июля 2016 года в России вводит новые профстандарты, которые будут вынуждать профессионалов индустрии гостеприимства относиться к своему делу, именно как к своему.
Проблема детского отдыха и травматизма, с летальным исходом или когда ребенок остается инвалидом, появилась давно. Данная проблема слишком долго висит в воздухе и ждет своего завершения. На мой взгляд, отрасль обязана сейчас отреагировать и принять меры. Мерой может быть исключительно действия, а не слова.
Необходимо провести внутренний правовой аудит документов на надлежащее и рабочее их состояние перед разными ситуациями, дабы избежать проблем в будущем. Генеральным директорам и генеральным менеджерам стоит подумать о том, готовы ли они из-за нерадивых подчиненных отправиться за решетку на 7 долгих лет.