КУРС НА ПОЛИФОНИЮ

Сейчас уже сложно найти только отельные или только квартирные сайты и приложения. Все топовые сервисы стремятся дать своим гостям разнообразие вариантов на любые случаи.

Постоянный автор Hotelier.pro Павел Баскаков побеседовал с Людмилой Лаврентьевой, директором по развитию партнерской сети российского сервиса бронирования жилья Суточно.ру, и вот, что получилось выяснить.

Павел Баскаков: Людмила, расскажите, какие вы видите итоги лета 2023. На какие направления вырос спрос?

Людмила Лаврентьева: Полные итоги летнего сезона подводить пока рано. По динамике бронирований на Суточно.ру мы видим сезонное снижение спроса в последние недели августа. Правда, оно совсем незначительное, не более 5%. Как правило, в сентябре для многих гостей еще актуальны туристические поездки, особенно по курортным направлениям. Поэтому итоги летнего сезона будем подводить в конце сентября.

Впрочем, период с мая по июль уже показал нам определенные тенденции. Лидерами по бронированиям на нашем сервисе все так же остаются Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край, Москва, Московская область, Татарстан, Дагестан, Карелия, Калининградская, Ростовская, Нижегородская области, Ставропольский край, Волгоград и Крым.

Что касается роста спроса в конкретных цифрах, довольно сложно оценить динамику объективно. Дело в том, что сам сервис очень интенсивно растет. Мы видим рост бронирований практически по всем направлениям примерно в два раза. При этом имеются направления, что выросли более, чем в два раза: Кемеровская область, Сахалин, Иркутская и Мурманская области, Приморский край.

(При этом лидерами спроса остаются главные туристические мегаполисы страны – Санкт-Петербург, Москва, Казань, Нижний Новгород, Калининград – см. Таблицу 1. ниже. Прим. редакции)

Вместе с тем, если обратиться к данным Yandex Wordstat, то в отельном сегменте поисковик отмечает снижение количества запросов относительно прошлого года практически по всем направлениям.

КУРС НА ПОЛИФОНИЮ

Павел Баскаков: У вас есть этому объяснение?

Людмила Лаврентьева: Имеются две наиболее вероятные причины. Во-первых, сказывается переход путешественников от ушедших зарубежных сервисов к российским. Если в прошлом году для поиска отеля или квартиры туристы заходили в поисковые системы, то сейчас многие напрямую идут на сайты российских сервисов бронирования или в их мобильные приложения.

Павел Баскаков: Работа по «перенастройке» рынка не прошла даром!

Людмила Лаврентьева: Вторая причина снижения «отельных» запросов в поисковиках — по моей оценке – рост интереса к аренде квартир и апартаментов. Этот вид жилья становится всё более популярным. Тем более, что уровень сервиса у частных владельцев растет — так же, как и количество уникальных, интересных и комфортных объектов. Такие варианты размещения особенно актуальны для гостей с детьми, которых, по нашим данным, в летний период более 35%.

При этом некоторые направления и в сегменте отелей все же показали рост интереса — например, Екатеринбург и Новосибирск.

Павел Баскаков: Какую конкуренцию для себя в Суточно.ру видят со стороны ОТА и маркетплейсов? Cейчас и в дальнейшем.

Людмила Лаврентьева: Что касается конкуренции со стороны других OTA и маркетплейсов, разумеется, она есть, и очень существенная. Обратите внимание, как много рекламы сейчас запускается в тематике «Тревел», причем не только в интернет-пространстве. Еще пару лет назад вы бы не встретили ни одного рекламного ролика на ТВ или радио: были в основном локальные рекламные кампании. А сейчас ролики идут один за другим. И «отвоевывать» свою долю рынка с каждым днем становится всё сложнее. Есть сервисы, которые понемногу сходят с дистанции, есть те, кто совсем ушел с рынка. Что касается Суточно.ру, мы уверенно продолжаем конкурировать. По посещаемости сайта мы уже входим в топ-3 и совсем незначительно отстаем от крупного и серьезного конкурента.

КУРС НА ПОЛИФОНИЮ

Конкуренция среди OTA обостряется и с учетом универсификации сервисов. Сейчас уже сложно найти только отельные или только квартирные сайты и приложения. Все топовые сервисы стремятся дать своим гостям разнообразие вариантов на любые случаи: отели, квартиры, гостевые дома, коттеджи. Это тоже очень заметное изменение. И непростой путь для каждого ОТА — перестроиться на работу с одного сегмента сразу на несколько. Поэтому борьба между ОТА, как ни странно, идет не только за гостя, но и за средства размещения.

Павел Баскаков: Есть ли у вас необходимость использовать ИИ и чат-ботов с ИИ в работе с партнерами и гостями?

Людмила Лаврентьева: В отношении ИИ и чат-ботов в работе с гостями и партнёрами мы придерживаемся очень осторожного подхода. Я сама не очень люблю, когда поступают роботизированные звонки или когда нужно несколько раз задавать уточняющие вопросы роботу, чтобы попасть на оператора. Помощь обычно требуется индивидуальная, а ответы на общие вопросы можно найти и в свободном доступе.

Сегодня живое общение с клиентами — это уже конкурентное преимущество. Тем не менее, без автоматических технологий не обойтись. Безусловно, они нужны и полезны, но требуют тонкой настройки и осторожного подхода.

Павел Баскаков: Какие направления для дальнейшего развития видит для себя Суточно.ру?

Людмила Лаврентьева: Суточно.ру достаточно громко заявил о себе в 2022 году, увеличив количество бронирований в 10 раз. В 2023 году мы удвоили этот результат. Сервис активно растет и видит для себя много новых возможностей. Наша задача — не снижать темпы, реализовывать все свои идеи, улучшать сервис как для гостей, так и для посуточников и отельеров.

Таблица 1. Хит-парад продаж посуточной аренды в России в летнем сезоне 2033 – по данным Суточно.ру

Топ-10 направлений лета Доля бронирований, лето 2023 Доля бронирований, лето 2022 Ср. цена за сутки, лето 2023 Ср. цена за сутки, лето 2022 Прирост ср. цены за год
1. Санкт-Петербург 12,81% 16,79% 4740 4460 6,00%
2. Москва 6,77% 6,79% 4170 3860 8,00%
3. Казань 4,87% 5,17% 4500 3910 15,00%
4. Нижний Новгород 2,51% 2,54% 4450 3610 23,00%
5. Калининград 2,26% 2,68% 3190 2840 12,00%
6. Сочи 2,24% 2,72% 5080 4590 11,00%
7. Адлер 1,69% 1,88% 4450 3840 16,00%
8. Волгоград 1,71% 1,56% 3440 2870 20,00%
9. Геленджик 1,57% 1,38% 4690 4120 14,00%
10. Краснодар 1,60% 1,59% 2660 2330 14,00%