Что ждет индустрию путешествий и гостеприимства?
Применительно к России Hotelier.pro постарался обозначить мега-тренды на рынке в публикации, вышедшей в канун нового года (см. НАШИ МЕГА-ТРЕНДЫ 2023 …).
В более широком рассмотрении на повестке дня стоят следующие вопросы:
- Как люди переосмысливают путешествия, адаптируясь к все более бурному миру?
- Как будет продолжаться процесс слияния образа жизни и работы с путешествиями?
- Способны ли технологии (уже) переопределять «путь гостя» и опережать запросы нового поколения потребителей?
- Что предпринимать для решения кризиса с персоналом и поддержания возрастающих требований к сервису?
До пандемии в мире (и в России) все чаще звучало слово «сверхтуризм». Местные жители в популярных туристических местах все активнее протестовали против вторжения туристов. Защитники климата тем временем все громче возмущались углеродными выбросами от авиаперелетов.
«Постоянная погоня турбизнеса за прибылью не радовала местных жителей. При этом вместо аутентичных впечатлений туристам скорее «скармливали» потребительское пристрастие к удобствам и комфорту», – говорит Брюс Пун Тип, основатель компании G Adventures (Канада).
«Турфирмы убрали актуальность и самобытность направлений для защиты зоны комфорта своих туристов», – продолжает он.
На вызов противостояния туристов и местных жителей ответил тренд на интерес гостей к местному колориту.
«У гостей имеется запрос на отдых, заточенный под особенности региона — природу, традиции, кухню. Люди хотят больше знать о том месте, где проводят время», – отмечает Анна Шамова, эксперт компании TravelLine по онлайн-продажам гостиничных услуг (см. в указанной выше публикации НАШИ МЕГА-ТРЕНДЫ 2023 …).
«Когда кто-то решает путешествовать, он создает ценностную цепочку. Чем больше людей вовлекается в эту цепочку, тем более обогащающей и преобразующей становится поездка для путешественника», – добавляет Брюс Пун Тип.
О «неоколониальном» modus operandi «классического» туроперейтинга говорил доктор Мордехай Огада из Кении:
«Мы забываем, что «устойчивое развитие» – всего лишь субъективное определение, и эта субъективность создает проблему, особенно для туризма. Вместо того, чтобы руководствоваться расплывчатыми принципами – такими, как «устойчивое развитие» – малопонятными большинству потребителей, глобальный туризм должен переосмыслить свою влиятельную роль как солидного бизнеса. Нужно избегать огульного использования термина «устойчивое развитие», а привлекать местные власти, местное сообщество для выработки решений, действительно пригодных в конкретных условиях. Необходимо покончить с западным мышлением, довлеющим над отраслью».
«Устойчивость» страдает от элитарности. Если отрасль хочет перейти к более ответственной форме бизнеса, она должна исходить из местных чаяний, а не подминать их, – добавлял кениец. – Туризму следует исходить из того, что местные жители считают своим устойчивым образом жизни. Туристы должны быть готовы увидеть местных жителей в их традиционной среде, потому что, в конечном счете, туризм как бизнес не является устойчивым делом» (см. публикацию на Hotelier.pro ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ИДЕЙ ГЛОБАЛЬНОГО ТУРИЗМА).
Сильная сторона организованного туризма – пакетирование. Но теперь актуальным запросом стало не пакетирование турпродукта в виде проезда/ перелета до места отдыха + проживание и питание, а красивая упаковка череды эмоций и впечатлений.
Речь об «эмоциях под ключ» – говорит Инна Рындина, коммерческий директор группы отелей «Русские сезоны».
«Если раньше в пакетный тур входили перелет, питание и проживание, то теперь гости хотят впечатлений — экскурсии, мастер-классы, катание на коньках, собачьих упряжках, ужин с традиционной кухней под живую музыку», – добавляет Анна Шамова (см. НАШИ МЕГА-ТРЕНДЫ 2023 …)
При этом «эмоции под ключ» должны быть персонализированы и даже гипер-персонализированы. Гипер-персонализация – реакция как на усталость от стандартных турпакетов, так и на усложнение «плана поездки».
«В 2023 году персонализация выйдет на новый уровень – речь идет уже о гиперперсонализации. Чем больше потребностей постояльцев отельер будет знать и сможет их удовлетворить, тем чаще его отель будут выбирать повторно и рекомендовать знакомым», – замечает Сергей Фомин, генеральный директор компании Libra Hospitality (опять же см. НАШИ МЕГА-ТРЕНДЫ 2023 …).
В предсказании туристических трендов 2023 года журнал Conde Nast Traveler уделяет большое внимание именно отелям.
Один из трендов – отели, принадлежащие художникам.
Они нацелены на путешественников, ищущих более личный опыт, захватывающий их творческий дух. В Марракеше художница Lrnce открывает красочный риад Rosemary с семью спальнями, украшенный красочной расписанной вручную плиткой, тканями и крышей, где будут проводиться общественные мероприятия для единомышленников. (Источник: https://www.cntraveler.com/).
Тем временем отель Four Seasons Jakarta предлагает семейный отдых в стиле искусства для семей с детьми. Пакет пребывания включает бесплатный доступ в музей MACAN (Музей современного искусства в Нусантаре). Гостям также вручается карта Four Seasons Art Map для самостоятельного знакомства с историей Джакарты, двигаясь от картины к картине, развешанным на разных этажах отеля, изделиям из батика и др. Интересно, что этот пакет в первую очередь предлагается местной аудитории, а не туристам издалека.
Кстати, с четверга по понедельник в московском отеле Savoy действовал пакет «Искусство России». Он включал размещение на три ночи, завтраки, обед и ужин в ресторане «Савой», ужин в ресторане «Елки-Палки», экскурсионное обслуживание: обзорная экскурсия по Москве, посещение Оружейной палаты, Музея-усадьбы Кусково, Третьяковской галереи, Пушкинского музея, галереи «Альпенрозе», размещающейся в самом «Савое», а также встреча с художником в его мастерской.
Прежде сон воспринимался как «побочный продукт» путешествия – «да нам номер нужен только, чтобы переспать, мы все равно в нем почти не будем бывать», говорили часто туристы.
Однако теперь хороший сон становится одной из ключевых тенденций в путешествиях. А с ней открывается новая эра «консьержей сна», кроватей с искусственным интеллектом и многого чего другого.
Все больше и больше гостиничных брендов используют новейшие технологии сна. В матрасах Bryte в отелях США, например, применяется искусственный интеллект для регулировки поддержки тела и температуры в помещении для поддержания глубокого сна.
Известный шведский производитель матрасов Hästens пошел еще дальше, открыв Hästens Sleep Spa Hotel – бутик-отель на 15 номеров в Коимбре (Португалия). В нем все — акустика, книги о сне, матрасы, сделанные из гипоаллергенного конского волоса — разработано специально для оптимального сна.
Похожая идея реализована в отеле Belmond Cadogan в Челси, где услуга Sleep Concierge включает в себя медитацию гипнотерапевта и эксперта по сну, а также выбор утяжеленных одеял, подушек и наматрасников, рекомендованных на основе предпочтения гостя в отношении сна.
Еще один тренд, рассматриваемый Conde Nast Traveler – яхты от роскошных гостиничных брендов.
Постоянные клиенты лакшери-отелей давно стремились выйти «в море» с комфортом и стилем, который они познали на суше. Мечта уже стала реальностью благодаря The Ritz-Carlton Yacht Collection. Evrima, самое сложное и дорогое гражданское судно, когда-либо построенное в Испании, было спущено на воду в прошлом году. В конце 2022 года в Four Seasons подтвердили запуск круизного лайнера с 95 люксами (первые круизы начнутся, впрочем, не раньше 2025 года).
В 2025 году Aman спустит на воду свою 600-футовую роскошную яхту Aman’s Project Sama всего с 50 люксами. Есть новости и у бренда LVMH: летом 2023 судно Coquelicot будет запущено как обновленная версия Belmond Hirondelle. Три люкса максимум на шесть человек по цене от $81 500 в неделю за роскошный маршрут по региону Шампань.
Возможно, и в России гостиничные (или лакшери) бренды в том или ином виде устремятся на воду. Когда и как это произойдет – посмотрим. В 2022 году стало известно, что «Green Flow «поженит» бутик-отель с яхт-клубом» -(см. статью).
Феномен bleisure обсуждался уже сто пятьсот раз.
Отельер сегодня – это не только управленец, «бегущий по лезвию бритвы» (blade runner) перипетий, парадигм и парадоксов турбулентного времени, но и оператор смешанных ожиданий гостя, ярко проявляющихся в таком тренде, как bleisure. «Bleisure – больше не тренд, а присущая рынку черта», – говорит Джулиус Робинсон, директор по продажам и маркетингу Marriott International по США и Канаде. (см. публикацию И BLADE, И BLEISURE RUNNER).
А как насчет bleisure наоборот?
Эксперты компании Black Tomato назвали противоположный тренд «Lisness» – его название образовано от тех же слов leisure и business, только в другой комбинации.
«Все чаще путешественники планируют поездки на отдых, но во время отдыха планируют время для работы, пользуясь возможностью работать более гибко из любого места», — говорит соучредитель Black Tomato Том Марчант.
Такой подход позволяет отправляться в более длительные путешествия, что особенно актуально при дальних поездках.
Какие из трендов и мега-трендов возьмете на вооружение в 2023 году вы?
Hotelier.pro, со своей стороны, разумеется, продолжит анализ актуальных трендов на рынке гостеприимства.
Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.