Несмотря на то, что авиации как отрасли экономики уже более 100 лет, а самолетами пользуются почти 10 млрд пассажиров по всему миру, регуляторы и правительства разных стран до сих пор не в состоянии договориться о том, какие рейсы считать длинными, а какие – короткими. На этот счет предлагаются самые противоречивые мнения.
Формулировки «дальнемагистральный» или «ближнемагистральный» рейс часто слышит любой путешественник. Но что на самом деле значат эти определения?
Единого стандарта на этот счет не существует: Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) определения ближнемагистральных и дальнемагистральных рейсов не дает.
О ДЛИТЕЛЬНОСТИ РЕЙСОВ ПИШУТ ДИССЕРТАЦИИ
Авиационный центр CAPA определяет дальнемагистральный рейс как любой международный рейс на большие расстояния, который обычно является межконтинентальным и длится не менее шести часов. А ближнемагистральный — это «короткий рейс, обычно внутренний или региональный, продолжительностью менее шести часов».
На этот счет даже написаны целые диссертации. Автор одной из таких работ – Агата Кесслер Фентресс из Университета аэронавтики Эмбри-Риддлв – летом 2022 года представила исследование, согласно которому определение длительности рейса напрямую взаимосвязано с самопозиционированием авиакомпании на рынке. Например, Southwest определяет ближнемагистральный рейс как перелет на расстояние до 800 км, а United Airlines считает коротким полет в пределах 1200 км. километров. Со своей стороны, исследовательница согласна с Southwest, – заверяет читателей издание Simple Flying.
КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РЕЙСОВ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И ЕВРОСОЮЗ
А управление гражданской авиации Великобритании, например, с ней не согласно. Местный закон делит рейсы на три категории:
- перелет на короткие расстояния или до 1500 километров (например, Глазго — Амстердам)
- перелет средней дальности, или 1500-3500 километров (например, из Ист-Мидлендса в Марракеш)
- дальний перелет или более 3000 километров (например, из Лондона в Нью-Йорк).
Евроконтроль, со своей стороны, не согласен с Управлением гражданской авиации Великобритании. Европейская организация определяет такие категории:
- очень короткий рейс – менее 500 км
- короткий рейс – от 500 км до 1500 км.
- рейс средней дальности – от 1500 км до 4000 км
- дальний – более 4000 км
КАК КЛАССИФИЦИРУЮТ РЕЙСЫ ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
В России также законодательно не закреплено, какие рейсы считать дальнемагистральными, а какие нет. Но зато есть классификация рейсов по количеству еды, которой перевозчик должен покормить пассажира:
- если лететь меньше 1 часа, еда не положена
- при переделе до 3 часов пассажирам должны дать холодные закуски
- на рейсе дольше 3-4 полагается горячее питание
- если перелет длится 6-8 часов, к основному рациону должны добавить перекус
- если лететь дольше 8 часов, горячей едой должны кормить два раза
Кроме того, есть классификация самих самолетов по дальности полета:
- дальнемагистральные должны преодолевать свыше 6000 км
- среднемагистральные – от 2500 до 6000 км
- ближнемагистральные – от 1000 до 2500 км
- местные – менее 1000 км
Но не всякий совершенный на дальнемагистральном самолете рейс можно считать дальним. Самолеты с большой дальностью полета как правило широкофюзеляжные и заодно вмещают много пассажиров. Их вполне могут использовать на среднемагистральных маршрутах (классический пример – Москва – Сочи), чтобы перевезти побольше пассажиров за один раз.
Екатерина Тропова