Рассматривать один вид туризма в отрыве от другого, а тем более, развивать туриндустрию в стране без учета иностранных турпотоков — большая ошибка, считает Илья Уманский, президент Российского Союза Туриндустрии (РСТ).
А что получается в текущей реальности?
«Давайте честно: наш внутренний потребитель имеет достаточно небольшую платежеспособность», – заметил президент РСТ, выступая на панельной дискуссии на выставке «Отдых».
«Мы попадаем в замкнутый круг: нам приходится развиваться в сторону недорогого потребления и, как следствие, наш продукт не выдерживает конкуренции на международном рынке, – продолжил он. – А это значит, что въездных потоков мы и не получим. При этом если бы мы начали конкурировать со своим продуктом за международного туриста, мы бы автоматически выигрывали бы конкуренцию и за внутренних туристов».
Из-за ориентации на недорогое потребление средний RevPAR в отелях России значительного отстает от среднемирового показателя. (См. график ниже). Такое положение дел удручает и обескураживает многих инвесторов.
«При этом, когда мы говорим, что нам нужен платежеспособный иностранный турист, нам его нужно «приземлять» на дорогое предложение, чтобы получать с него достойные деньги, – продолжил мысль Илья Уманский. – Однако, не имея достаточно спроса с внешнего рынка, мы «приземляемся» с развитием на внутренний невысокий платежеспособный спрос».
«Между тем, принимая большое количество дешевых туристов, мы начинаем создавать еще и конфликт с внутренним туризмом – за доступ к объектам показа и туристическим ресурсам (отели, транспорт, др.)», – отметил президент РСТ.
«Чтобы достичь те экономические показатели, что были у сферы туризма и гостеприимства Санкт-Петербурга до пандемии, когда город активно работал с иностранными гостями, нам нужно принимать в год по 15-20 миллионов российских туристов, – сказал Сергей Корнеев, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. – Это очень амбициозная и нереальная задача. Нам нужны международные туристы».
В развитии туризма в России – с любых точек зрения – очень важен фокус на развитие въездного туризма – подчеркнул Илья Уманский.
При всем при том, «Мы уже неоднократно говорили, что наши электронные визы, к сожалению, и дороже, и сложнее в заполнении анкет, чем в других странах, – посетовал президент РСТ. – К тому же, нам нужны многолетние и многократные визы. И, конечно, нужно расширять безвизовое взаимодействие со всеми дружественными странами».
Замначальника отдела международного сотрудничества в сфере туризма Департамента многостороннего экономического сотрудничества Елизавета Айдинян сообщила, что наиболее частая причина отказов в оформлении электронной визы в Россию связана с ошибками при заполнении анкеты.
Тогда начальник управления международного взаимодействия Комитета по туризму Москвы Булат Нурмуханов рассказал, что на сегодняшний день нет информации о том, как правильно заполнить анкету.
«Мы просим коллег из Минэкономразвития достучаться до МИДа: нам нужна конкретная контактно-сервисная служба», – даже обратился он с просьбой к представительнице Минэка.
Правил заполнения анкет нигде нет. Анкета огромная, написано, что черновики можно сохранить, но по факту они не сохраняются. Каждый раз приходится начинать все с нуля. Не грузятся фото. Это – еще целый ряд претензий к тому, как обстоит дело с оформлением электронной визы в Россию. (См. также «Электронная виза в Россию – не элементарно»).
Важная тема – безвизовый транзит в России. На нем многие страны зарабатывают немалые деньги. А Россия?
В числе первоочередных задач Илья Уманский также назвал:
- введение платежной карту туриста «МИР»
- увеличение лимита ввоза в Россию наличных средств
- создание в туристических центрах зон внутренней беспошлинной торговли
- комплексное продвижение России как туристического направления на международных рынках — причем, с прицелом именно на платежеспособную аудиторию
Из каких стран российские компании хотели бы видеть сейчас туристов? Данные опроса туроператоров, проведенного Центром компетенций по въездному туризму, показывают следующее: это Китай, СНГ, страны арабского Востока. (См. график ниже).
Что касается Китая, «безвиз» с этой страной так фактически и не возобновился (несмотря на все заявления для прессы на этот счет). И с причинами такого положения дел Минэк должен разобраться. Действительно ли решение вопроса тормозит китайская сторона? А если китайская, то почему?
«Я еще весной говорил, что восстановление турпотока из Китая до прежних объемов не будет быстрым, – напомнил Сергей Корнеев. – Оно займет три года, не меньше. Это будет дозированный запуск международного выездного туризма из страны. Но все равно – для нас, для Санкт-Петербурга, китайский рынок остается приоритетом».
Возобновление китайского туристического бума ждали с того самого злополучного 2020 года и … не дождались! Туристический бум … стал внутренним делом Китая! См. публикацию «Что случилось с китайским туристическим бумом».
Что касается распиаренного безвизового въезда в Россию туристов из Ирана, то он так и висит уже полгода в «тестовом периоде». Опять же, в чем причина? Может Минэк разобраться в ней и назвать пути решения?
С безвизовым туризмом с Индией положение дел тоже выглядит очень туманно (см. статью). Рассеется ли он?
«Тем временем значительно поменялась и структура иностранного турпотока, и запросы иностранных туристов», – сообщил Александр Мусихин, генеральный директор туроператора «Интурист».
«Во-первых, серьезно увеличилось количество деловых туристов. Можно даже сказать, что сегодня они доминируют. Во-вторых, средний возраст иностранных туристов снизился — к нам приезжает больше молодежи», – рассказал он.
«По Ирану могу сказать: у иранской стороны были слишком завышенные ожидания по ценам, которые мы могли им предложить – они хотели более низкие цены», – продолжил топ-менеджер.
«Не оправдались надежды на Таиланд – были сняты практически все цепочки заездов. Катар и Кувейт также практически не дали нам заявок, – добавил Александр Мусихин. – Вместе с тем, еще пандемия показала нам значение стран СНГ для туризма в Россию».
У России сегодня на сцене международного туризма одинаковое амплуа с другими странами, жаждущими зарубежных туристов – зазывать к себе иностранных гостей. И на эти страны нужно не просто оглядываться, а пристально следить за тем, что и как они делают (см., например, публикацию о том, почему России нужно следить за тем, что делает Саудовская Аравия).
При выстраивании стратегии развития и продвижения стоит иметь в виду пять главных тем, формирующих будущее туризма и путешествий во всем мире – см. публикацию на Hotelier.pro.
Тем временем туроператоры внутреннего туризма (и отельеры) России опасаются, что импульс на развитие внутреннего туризма начал выдыхаться – с одной стороны, из-за недостаточности денег у населения, с другой – из-за конкуренции с матерыми зарубежными направлениями. Наконец, в-третьих, некоторые туристы могут посчитать свое любопытство в отношении того «а что у нас есть в России» удовлетворенным и переключиться на выездной туризм.
Таким образом, что происходит с внутренним туризмом сейчас? Достиг ли он пика своего роста и дальше расти уже почти не может? – Hotelier.pro задался этими вопросами уже некоторое время назад – см. публикацию
В этих условиях «поднятие» въездного туризма становится крайне насущным делом – для всех участников рынка туризма и гостеприимства, равно как для инвесторов и владельцев средств размещения гостей.
Взметнется ли въезд туристов в Россию?
Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.