Невозвратные тарифы и предельный размер ФПО: что планирует Минэк

Ведомство разработало «дорожную карту» развития туризма на ближайшие два года.

Минэкономразвития собирается ввести невозвратные тарифы в отелях и разрешить регистрироваться в них дистанционно. Кроме того, ведомство согласно установить предельный размер ФПО, из которого туристы получают выплаты при банкротстве туроператора. Об этом 3 ноября сообщает РБК со ссылкой на документ Минэка.

Создание плана по развитию туротрасли анонсировал министр экономического развития Максим Решетников в конце прошлого года. Тогда он подчеркивал, что документ будет разрабатываться в дискуссии с бизнесом, что позволяет сообща вырабатывать и принимать системные решения. Цель — максимально устранить нормативные ограничения, мешающие ведению бизнеса и избыточные требования законодательства. Учитывались прежде всего инициативы тех, кто создает турпродукт и оказывает туруслуги, а также отельеров.

Сейчас проект проходит согласование в федеральных ведомствах, уточнили в министерстве — итоговый вариант рассчитывают получить уже в этом году.

У фонда персональной ответственности туроператоров появится предел

Минэк собирается разработать законопроект, который введет минимальный (700 тыс. рублей) и максимальный (250–300 млн рублей) размер ФПО туроператора, при наличии иных видов финансового обеспечения — страховании, банковской гарантии, залоге или поручительстве. Внести этот законопроект в правительство Минэкономразвития планирует в декабре 2024 года.

Сейчас ФПО, который предполагает выплаты туристам в случае краха туроператора, когда суммы фингарантий страховой компании не хватает, должен составлять не менее 7% от общей цены всех туров за рубеж, проданных за предыдущий год. До того, как эта сумма накопится в фонде, туроператор должен делать ежегодные взносы (изначально — в размере 1% от цены турпродукта за предыдущий год, но до конца 2023 года туроператоров освободили от этой обязанности).

На сегодняшний день, по словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, сумма в ФПО более 90% туроператоров превышает 700 тыс. рублей (у 86% компаний она более 1 млн рублей). А у некоторых крупных компаний размер фонда уже превысил 300 млн рублей. Для операторов это серьезное финансовое бремя, поскольку эти средства для них заморожены. И если компания имеет другие механизмы финобеспечения, такие как банковская гарантия или поручительство, то на этой сумме стоит и остановиться, считают в РСТ, чтобы не расшатывать финансовую устойчивость операторов.

Невозвратные тарифы при бронировании номеров

В планах Минэка — внести изменения в закон «Об основах туристской деятельности» и в правила предоставления гостиничных услуг. В частности, узаконить невозвратные тарифы в отелях и гостевых домах. В случае отмены бронирования по минимальным тарифам деньги будут оставаться у объекта размещения — это снимет риски недозагрузки и снизит стоимость проживания на 10-15%, говорил ранее президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский.

Дело в том, что отказ гостя от номера в последний момент влечет за собой убытки для отеля — объект зачастую не успевает продать номер второй раз. Отельеры подчеркивают, что такая практика давно существует за рубежом, а в России невозвратные тарифы разрешены для авиа- и ж/д-перевозчиков. Внесение этого законопроекта в правительство планируется в феврале 2024 года.

Дистанционная регистрация в отелях без паспорта

Минэк также согласно с отельерами в том, что необходимо разрешить заселение туристов в отели самостоятельно и без паспорта — по биометрическим данным. Также предлагается расширить перечень документов, позволяющих регистрировать гостей: туда включат загранпаспорт и военный билет. А если гость предоставит сведения, удостоверяющие его личность, через «Госуслуги», — то и вовсе без паспорта.

Это позволит туристам самостоятельно регистрироваться в отеле в любое удобное для них время, без очередей и длительного ожидания.

Кроме того, предусмотрено освобождение отелей от обязанности передавать в МВД информацию о гостях — если они сами отправят эти данные через «Госуслуги».

Помимо этого, Минэк собирается приравнять круизные каюты к гостиничным номерам, а сами круизные компании обязать получать номер в реестре туроператоров со всеми вытекающими последствиями: фингарантиями и т.д. Можно предположить, что эти изменения будут иметь серьезные последствия для круизной отрасли.

Еще одно нововведение — управлять снегоходом можно будет с правами на автомобиль. Эксперты считают, что именно требование о наличии специальных прав сегодня мешает развиваться этому сегменту туризма и заставляет малый бизнес действовать в серой зоне.

Что осталось за скобками «дорожной карты»

В самом Минэкономразвития считают, что сегодня необходима нормативная база для регулирования новых объектов размещения — глэмпингов. Кроме того, нужны законопроекты и в области автотуризма, который остается самым большим по объемам внутри страны, в развитии активных видов туризма, аттестации экскурсоводов и гидов и ряде других вопросов.