В следующем году рынок столкнется с дефицитом мест в санаториях России. Такой вывод можно сделать из прогнозов экспертов санаторной отрасли, прозвучавших на организованном в Москве 4 октября Ассоциацией Оздоровительного Туризма и Корпоративного Здоровья (АОТ) всероссийском ежегодном форуме «Инвестиции в развитие здоровой страны. Цифры. Факты. Возможности».
Форум в этом году объединил около 300 участников. Среди них – руководители подразделений профильных министерств и ведомств, топ-менеджеры экономически активных здравниц России, ключевые эксперты, представители поставщиков товаров и услуг для оздоровительной отрасли.
«В 2022 году санаторно-курортная отрасль России полностью восстановилась после спада 2020-2021 годов, достигнув общего количества гостей 6,59 млн человек. По итогам 2023 года поток гостей в санатории может составить около 6,7 млн человек», – сообщила Елена Трубникова, председатель АОТ.
Рост спроса на санатории подтолкнуло сохранение цен практически на прежнем уровне. Стоимость пребывания в здравницах в первом полугодии 2023 года в среднем увеличилась лишь на 3% к аналогичному периоду 2022 года. Однако затем чек подрос в среднем на 10%, а по отдельным направлениям – на 15-20%.
Санаторно-курортный комплекс (включая и предложения отелей с оздоровительными услугами) сегодня составляет не менее 11,5% общего объёма внутреннего туризма России по числу поездок (7,17 млн из 62 млн человек), при этом отличаясь высокой средней продолжительностью поездки (от 11 суток).
Говоря о тенденциях 2023 года, Елена Трубникова отметила рост числа поездок в санатории, расположенные рядом с местом проживания, в противовес к поездкам в ведущие курортные регионы и к морю. Среди причин популярности «домашних» санаториев можно назвать следующие:
- отказ людей от поездок на дальние расстояния по соображениям безопасности
- дефицит мест в популярных курортных регионах
- дефицит мест в загородных отелях региона (отсюда перетекание спроса на здравницы)
- рост популярности санаторных «путёвок выходного дня»
- постепенная адаптация предложений здравниц под запросы рынка
При этом регионами-лидерами по санаторному обслуживанию по-прежнему остаются Ставропольский край, Крым и Московская область. Но стоит отметить и Челябинскую и Кемеровскую область, вошедшие в топ-5 (как раз благодаря тренду на санкур в своем регионе).
Глава АОТ представила также отраслевую аналитику, основанную на результатах рейтинга «ТОП-100 российских здравниц», и «портрет» ведущих российских здравниц.
Вместе с тем, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в санаторно-курортных организациях России средняя загрузка в период январь-август 2023 составила лишь 42,6%.
Наиболее вероятные причины невысокого среднего показателя по отрасли следующие:
- Отсутствие на коммерческом рынке части СКО.
- Несоответствие предложения отдельных СКО потребительскому запросу: изношенный фонд, низкий уровень сервиса, отсутствие продвижения на коммерческом рынке (нулевой маркетинг), отсутствие досуга (!)
- Недостаточное количество мест размещения (номеров) и сцепленных с ними услуг (лечение и питание) необходимого уровня.
Пути решения соответствующие:
- Реновация изношенных объектов
- Реинжиниринг сервисных процессов
- Активизация выхода на рынок здравниц, находящихся в собственности государственных ведомств и регионов
- Строительство новых объектов
Елена Богачева, руководитель Международного совета спа и велнеса, рассказала, что санкур принято рассматривать как часть более обширного явления, известного как «велнес» – или как поддержание здорового и активного состояния тела и духа.
Заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения РФ Даржа Бадлуев отметил, что санаторно-курортная отрасль – уникальная сфера, которая объединяет систему здравоохранения, средства размещения, туризм, поэтому важно взаимодействие всех министерств и ведомств, имеющих к ней непосредственное отношение.
Необходимо отдавать себе отчет в изменениях в спросе российских велнес-туристов. К таким изменениям Елена Богачева относит:
- Интерес к новым направлениям внутри страны
- Увеличение продолжительности отдыха
- Активный прием нутрицевтиков
- Спрос на экспресс-диагностику
- Интерес к российским брендам и технологиям
- Потребность в психоэмоциональной коррекции
Михаил Кропачев, директор по работе с санаториями и курортами компании TravelLine, в своем выступлении отметил, что значимый параметр при выборе санатория – отзывы.
Соответственно, TravelLine предлагает санаториям инструмент управления отзывами и репутацией.
Михаил Кропачёв также выступил модератором дискуссии о маркетинговых инструментах, которые сегодня наиболее эффективно работают при продвижении здравниц.
Татьяна Мамонтова, управляющий партнёр здравницы «Лаго-Наки» (Республика Адыгея), отметила, что маркетинговые инструменты, как и сама услуга санаториев становится персонализированными. При разработке стратегий необходимо это учитывать. Сегодня конкурировать приходится не столько с другими объектами, но, прежде всего с огромным потоком информации. Только четкое понимание, кто твой гость, дает возможность достучаться до него.
Среди инструментов, применяемых санаторием «Алтайский замок» (Белокуриха), его генеральный директор Татьяна Петрова выделила в своем выступлении маркетинговые квизы и чат-боты. Если первый инструмент дает возможность сгенерировать лиды, то второй – создает как раз эффект персонифицированного общения.
Оксана Булах, коммерческий директор туроператора «Алеан», отметила, что у людей наблюдается желание совместить приятное с полезным – то есть, получить от своего отпуска максимум – и провести время с пользой для здоровья, и наполниться новыми впечатлениями и знаниями.
Аудитория здравниц заметно молодеет. В санаториях теперь все больше отдыхающих в возрасте от 35 до 45 лет. Также много семей с детьми. Они формируют новый запрос на программы антистресса. Именно это направление сегодня становится одним из мотивов к оздоровительному отдыху. Вместе с этим растет популярность коротких путевок “выходного дня”. Такие вылазки в санатории совершаются на пару дней. Конечно, о прохождении курса санаторного лечения речь не идет. Но зато становится больше повторяющихся визитов в здравницы.
Вместе с тем, на фоне развития внутреннего туризма и роста популярности оздоровительного направления в отрасли обострилась проблема кадрового дефицита.
Среди возможных векторов изменения ситуации глава АОТ Елена Трубникова видит следующие:
- повышение престижа профессии сотрудников санаториев за счет признания их личных достижений и заслуг на отраслевом и государственном уровне
- трансформация бизнес-модели для поиска резервов повышения оплаты труда
- внедрение в систему образования целевых программ обучения
- формирование отраслевой позиции для мониторинга необходимости в специалистах (в соответствии с решениями Президиума Государственного Совета от 21 сентября 2023 года, посвященного развитию рынка труда в Российской Федерации)
Организаторы приготовили для участников Форума серию тематических сессий, посвященных управленческим практикам, маркетингу обмену опытом, межотраслевым трендам, новинкам оборудования, применяемого в здравницах и медицинских центрах.
Финальным мероприятием Форума стала торжественная церемония награждения лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности «ТОП-100 РОССИЙСКИХ ЗДРАВНИЦ», который составляется Ассоциацией ежегодно, начиная с 2016 года и победителей ежегодного конкурса «ТОП-5 здравниц по клиентоориентированности».