На что на самом деле могут рассчитывать те, кому «не хватило мест»?
Сегодня в «Парламентской газете» появилась крайне странная публикация, в которой журналисты утверждают, будто в Госдуме уже рассматривают некие законопроекты, предусматривающие компенсации по страховке туристам, столкнувшимся с овербукингом на рейсе или в отеле. Редакция Profi.Travel ознакомилась с внесенными в ГД документами, чтобы разобраться, о чем речь.
Инфоповодом для публикации стал штраф авиакомпании S7 в размере 30 тыс. рублей за овербукинг — о нем накануне сообщила Западно-Сибирская транспортная прокуратура. Между тем самого понятия овербукинга де-юре в нашей стране не существует. Журналисты решили узнать у экспертов, что поменялось с тех пор, как в Госдуме отклонили законопроект, запрещающий перевозчикам заниматься перепродажей авиабилетов.
Как рассказала им зампред Комитета по туризму ГД Наталья Костенко, компенсации за овербукинг можно заложить в «страховку туриста». При этом она сообщила, что законопроект о страховании туров по России уже внесен в Госдуму и готовится к рассмотрению в первом чтении. «Будем обсуждать это с Минэкономразвития, поскольку проблема стоит достаточно остро», — сказала Наталья Костенко.
На рассмотрении в Госдуме, действительно, находится законопроект, который касается страхования туристов, приобретающих тур по России. И заключается он в обязанности туроператора и турагента предложить им дополнительную медстраховку — чтобы в случае травм они могли рассчитывать на оперативную медицинскую помощь. Речь идет о маршрутах, сопряженных с повышенными рисками, а также о травмоопасных видах спорта на отдыхе. Причем здесь овербукинг у авиакомпании или отеля, не до конца ясно. Каким образом из этого сделан вывод о «прорабатывающемся в Госдуме» проекте о компенсации за него — тем более.
К тому же стоит заметить, что сам законопроект находится на доработке. На этом настоял Российский союз туриндустрии, чтобы уберечь участников отрасли от привлечения к административной ответственности из-за невозможности выполнения требований закона. Как пояснил президент РСТ Илья Уманский, документ обязывает туроператора и турагента при продаже тура обеспечить туриста возможностью докупить дополнительную страховку. «При этом исполнение требования зависит от страховой компании, которая не является участником договора о реализации туристского продукта», — отметил он. А в случае отсутствия интереса к услуге страховые компании могут и не предлагать такой продукт, и тогда такие полисы будут просто отсутствовать на рынке.
То, что в статье заявлено о желании участников рынка легализовать овербукинг, правда. Однако пока никаких законопроектов в Госдуму на эту тему никто не вносил. Такой вариант, действительно, стал бы выходом из сложившейся ситуации, считает вице-президент РСТ Дмитрий Горин. Он напоминает, что существует мировая практика компенсаций за овербукинг — как правило, у авиакомпаний это от 400 до 800 евро, а также размещение в отеле на время ожидания следующего рейса. Но главное — перевозчик получает согласие пассажира на овербукинг, доплачивая ему за замену рейса.
Что же касается нынешнего положения дел, то права российских пассажиров защищены гораздо хуже. Свои убытки из-за того, что они не попали на рейс, им приходится доказывать в суде. И не всегда разбирательства заканчиваются для них успешно. А штрафы авиакомпаний, как в случае с S7, вообще никакого отношения к пассажирам, столкнувшимся с овербукингом, не имеют.