Глава Cosmos Hotel Group рассказал об успехах и проблемах
Президент Cosmos Hotel Group (CHG) Александр Биба дал РБК большое интервью, в котором поделился успехами в сфере гостеприимства и рассказал о проблемах.
По его словам, ситуация, когда многие туристы не могут или не хотят не выезжать за рубеж, стала для отельеров словно глоток свежего воздуха. Средняя загрузка выросла на треть, улучшились и финансовые показатели. Выручка самой CHG, которая управляет 40 гостиницами на территории РФ, в сравнении с 2021 годом достигла 5,4 млрд рублей, показав 35%-ный рост, а прибыль утроилась – до 1,1 млрд. Росту отчасти способствовал уход иностранных брендов, под которыми работало немало известных объектов. «Многие крупные девелоперы сразу отдали отели нам в управление. Были случаи, когда владелец решал управлять самостоятельно, но через какое-то время он приходил к нам», – сказал Биба. Импортозамещение произошло и в сфере агрегаторов, где на смену Booking.com пришли российские MTC Travel, Ostrovok и другие платформы.
Иностранные компании за 30 лет работы в России привили отрасли мировые стандарты обслуживания гостей. Сервис в российских отелях «не идеальный, но он становится лучше», заявил предприниматель. С уходом Marriott и других иностранных брендов качество услуг не снизилось. Однако достойных отелей по-прежнему не хватает. Сейчас в России есть около 1 млн гостиничных номеров, из них порядка 140–150 тыс. можно назвать качественным номерным фондом, построенным по хорошим международным стандартам.
Проблемой остается и кадровый голод. Уровень зарплат в туристической отрасли сейчас – один из самых низких в стране. В среднем линейный персонал, например, на стойке регистрации получает порядка 37 тыс. руб. в месяц. «Для сравнения: средняя зарплата доставщика Ozon или Яндекса – 100 тыс. руб.», – сказал Биба. Решить проблему, по его мнению, можно, привлекая сотрудников профильным обучением и возможностью стажировок в разных регионах России: «Человек может сегодня работать, например, на Алтае, завтра – в Москве, Петербурге, Улан-Удэ, Сочи, Мурманске».
Редакция телеграм-канала «Крыша ТурДома» задала подписчикам вопрос – согласны ли они с тезисом о росте качества услуг в гостиницах России. Выяснилось, что это мнение разделяют только 23% из более 1700 респондентов, проголосовавших на момент написания этого текста. Четверть опрошенных выбрали вариант «Ничего не изменилось», восемь – «Стало хуже».
«Езжу много. Ситуация одна и та же. Когда отель только построен и первые 5–6 лет после открытия сервис улучшается. Следующие 5–6 лет остается на прежнем уровне. Через 10–12 лет после открытия начинает падать. Всегда! По всей России», – написал в комментариях основатель сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.