Регионам нужно продвигать не достопримечательности, а турпродукты. Отельерам – сосредоточиться на круглогодичности – напутствовал министр экономического развития РФ Максим Решетников.
На ВДНХ на выставке «Россия» 3 февраля организовали тематический День туризма. Состоялся он через две недели после на пленарной сессии «Спорт и туризм. Синергия развития», прошедшей там же на ВДНХ (см. наш обзор мероприятия).
Старт Дню туризма дали заместитель Председателя Правительства РФ, куратор национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Дмитрий Чернышенко, министр экономического развития РФ Максим Решетников, Председатель комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев и вместе с ними губернатор Приморского Края Олег Кожемяко.
Далее программу продолжила пленарная сессия «Почувствуй Россию. Время путешествовать по стране» с участием руководителей федеральных и региональных органов власти, представителей бизнеса и отраслевых сообществ.
«Выручка бизнеса, работающего в сегменте внутреннего туризма, выросла в 1,5 раза. Туризм сейчас составляет около 2,6% ВВП страны», – поделился радостным министр экономического развития РФ Максим Решетников.
С начала реализации масштабных программ господдержки (с 2021 года), в министерстве увидели следующую динамику:
- на 18% выросло количество поездок по стране за счет вовлечения новой аудитории (готовой тратить на отдых до 45 тысяч рублей в год на человека) – при этом:
- на 13% – за счет увеличения частоты поездок благодаря развитию круглогодичных локаций для отдыха, на 5% – благодаря «удержанию»* туристов в России.
Вот еще какие ласкающие слух сведения привел Максим Решетников. Благодаря действию нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», количество турпоездок по РФ выросло с 65 млн в 2019 году до 78,5 млн в 2023 году. Номерной фонд увеличился с 608 тысяч номеров в 2019 году до 911,8 тысяч в 2023 году. Количество рабочих мест в туризме увеличилось с 2,5 млн в 2019 году до 2,73 млн в 2023 году.
*над «удержанием» туристов в России придется с удвоенной энергией работать и дальше, поскольку объем бронирований россиянами поездок за рубеж на летний сезон 2024 сейчас растет быстрее, чем прибавляет спрос на внутренний туризм (см., например, обзор «ЧТО КУСАЕТСЯ В 2024 ГОДУ»).
Если количество поездок россиян по родной стране за четыре года возросло на 18%, то число выездов россиян за рубеж с целью туризма только в 2023 году увеличилось на 35% и достигло 9,3 млн (годом ранее было 6,9 млн).
Согласно данным министра, существуют такие препятствия для поездок по России, как:
- для 56% потенциальных путешественников высокая стоимость проживания,
- для 51% – высокая стоимость проезда к месту отдыха,
- для 37% – сложная логистика,
- для 27% – плохой сервис.
Из чего следует естественный логический вывод:
Для того чтобы обеспечить экономическую привлекательность туротрасли нужны –
- новые гостиницы,
- недорогие билеты на транспорт,
- удобная логистика для автомобильного туризма.
Для удовлетворения запросов на «нужно», необходима модернизация номерного фонда с учётом круглогодичной инфраструктуры. «К 2030 году необходимо создать почти 240 тысяч новых номеров, которые должны работать с загрузкой 70% с тем, чтобы они были экономически эффективными», – огласил министр.
Важным министр считает также расширение программ поддержки отрасли до комплексного уровня, а именно: поощрение вложений в тематические парки, горнолыжные курорты и реформирование субсидирования регионов с тем, чтобы они самостоятельно могли определять, какие точки притяжения туристов развивать.
Для продвижения регионального туризма глава Минэка предложил местным туристическим властям сфокусировать маркетинговые усилия на продвижении не столько самих регионов и их достопримечательностей, сколько тех турпродуктов и программ, что они в состоянии предложить потребителям.
К тому, что необходимо (см. выше), Максим Решетников добавил еще три приоритета:
- новые точки притяжения – ими станут тематические парки, горнолыжные и морские курорты,
- въездной туризм (привлекать туристов поможет продвижение* туристического бренда России за рубежом, групповой безвиз и развитие платёжных сервисов),
- кадры – нужны ещё 400 тысяч человек (из них 320 тысяч – линейный персонал).
*Санкт-Петербург, например, в 2024 году поедет с коллективным стендом на 16 выставок. В список выставок не попали мероприятия в ОАЭ. Но есть выставки в Китае, Саудовской Аравии, Индии, Катаре и ряд других. Полный перечень мероприятий доступен на официальном портале Конгрессно-выставочного бюро в разделе «Выставки».
Между тем, проблема с кадрами настолько обострилась, что уже стала хедлайнером (делает громкие заголовки), а в Санкт-Петербурге 5 марта для отельеров состоится специальная стратегическая сессия «Лояльность и Вовлеченность».
Круглогодичность и кадры – два лейтмотива года.
Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.