208 тысяч номеров должны появиться в РФ к 2030 году. Кто-то должен обслуживать всех этих гостей. Так что к имеющимся 1,1 миллионам задействованных в туриндустрии работников нужны еще 0,4 миллиона дополнительно. Нынешних мер недостаточно, чтобы заинтересовать молодежь
Наглядный пример с сессии кадрового блока “Текущая государственная политика, необходимость системного подхода к выстраиванию кадрового обеспечения в туризме” на выставке “Интурмаркет-2024”: курорт “Новая Анапа”:
- 22 306 человек – общая количественная потребность курорта в персонале на период эксплуатации (будет уточнена позже, в апреле 2024 года)
- из них 14 941 человек – сотрудники гогстиниц
- 6503 человека – сотрудники объектов якорной и дополнительной туристской инфраструктуры
- 862 человека – сотрудники управляющей компании: службы эксплуатации, безопасности, сервисной службы, коммерческой дирекции.
Вопрос очевиден: кем “закрывать” все эти вакансии. Позицию властей озвучил на “Интурмакркете” Дмитрий Вахруков, заместитель Министра экономического развития РФ: “По прошлому году мы предварительно оценивали рост турпоездок в 20%, и полагали, что, с учетом достигнутого пика, 2024 год будет несколько более консервативным. Однако по первым месяцам года мы видмм, что рост продолжается. Гостиничная и смежные отрасли – общепит, транспорт – все это показывает, что и сейчас, и в ближайшие годы внутренний туризм будет развиваться. Минэк старается продуманно подходить к развитию отрасли, поэтмомы мы планируем не только то, сколько гостиничных номеров нужно построить, сколько точек притяжения, и какова должна быть вместимость, чтобы принять весь турпоток. Но и, безусловно, подсчитываем, какой объем персонала надо обеспечить для всех этих гостей.
По нашим оценкам, до 2030 года в отрасли дополнительно должны быть заняты до 400 тысяч человек, из которых 320 тысяч – в гостиничном хозяйстве. А с учетом структуры звездности гостиниц – это ставит перед отраслью прежде всего, ну и перед государством новые вызовы”. Дмитрий Вахруков озвучил две ключевые задачи: первая – изменение структуры подготовки кадров, структуры выпуска, переход на сбалансированную модель потребности и количества выпускников, “…поэтому мы уже обсуждаем это с Министерством труда”. А вторая задача – “…она в последние годы стала наиболее острой: сохранение кадров в отрасли. Потому что уровень заработной платы, скажем так, не слишком конкурентоспособен по сравнению с другими секторами, особенно развивающимися отраслями. Так что нам важно повышать привлекательность работы для того, чтобы хотя бы удержать тех кто заняты в туризме сейчас”.
Тут, в общем, ничего кардинально нового не сказано, но эксперт признал, что “в целом для поддержания качества обслуживания нужны уже не просто планы, а уже некие экстренные меры”. Дальнейшая проработка стандартов, нюансов квалификаций. Про образовательные программы в рамках нацпроектов известно многим: идет сотрудничество с профильными вузами Москвы, Московской Области, Санкт-Петербурга, Татарстана. Самая, пожалуй, масштабная – с РГУТиСом, по повышению квалификации. Поскольку, уточнил замминистра, “…нам очень важно создать те программы, которые будут готовить именно тех сотрудников, которые нужны. Необязателен персонал исключительно с вы/о: достаточно специалистов (со специальным образованием – Прим.ред.). Поэтому мы движемся в сторону того, чтобы сбалансировать объемы выпуска сотрудников необходимой квалификации. И работаем над тем, чтобы “услышать” отрасль – и предложения, как сохранить кадровый потенциал, в том числе с учетом ухода международных сетей, удержав стандарты на уровне. Чтобы уровень сервиса повышался, или хотя бы не снижался”.
Модератор сессии, ведущий и обозреватель телеканала РБК Денис Горшков рассказал, что по недавнему опросу, проведенному изданием, выяснилось, что 72% респондентов-путешественников действительно готовы доплачивать за хороший сервис в отелях и не только.
А что касается популяризации профессии, если уж зарплаты пока не удается довести до конкурентоспособных, – то участники сессии сошлись во мнении, что, во-первых, нужно совершенствовать процесс “разговора на одном языке” вузов и бизнеса: ведь методика преподавания много где морально устарела, либо просто не подходит современным гостиницам. Возможно, стоит взять пример с крупнейших компаний вроде Сбербанка, которые не только создают собственные образовательные модули (такие есть и у гостиничных компаний), но и выделяют стипендии некоторым участникам курсов, чтобы заинтересовать. Чтобы мотивировать их выбрать тот или иной узкий профиль, нужный компании. Второе, что необходимо – информирование, прямо-таки агитация. Третье – учесть развитие в турбизнесе новых направлений: пересекающися с цифровыми, информационными. Тут государство тоже должно более чутко и более быстро ориентироваться на изменение реалий, создавая базу для обучения таких специалистов.
Потому что, как считают выступавшие на “Интурмаркете” эксперты, на данный момент вообще нет четкого понимания, как запланированные колоссальные структурные объекты – особенно в курортных зонах – будут обеспечены кадрами: “Тут мы уже, по большому счету, опаздываем. Как минимум по подготовке топ-менеджмента”.